Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
8 апреля 2016, 21:00

Результаты предварительного анализа черных ящиков «Боинга» компании FlyDubai опубликовал МАК

Сегодня стали известны результаты предварительного анализа данных бортовых самописцев пассажирского "Боинга" авиакомпании FlyDubai, который 19 марта потерпел катастрофу в аэропорту Ростова-на-Дону. Эксперты пришли к выводу - причиной трагедии стал так называемый "человеческий фактор". Опытные пилоты допустили ошибки, которым пока нет объяснений.

В официальном сообщении Межгосударственного авиационного комитета подчеркивается: анализ - предварительный, расследование продолжается, обстоятельства уточняются. Но в то же время полученные данные позволяют уже сегодня достоверно восстановить картину случившегося в небе над Ростовом. Сухим языком цифр и профессиональных терминов специалисты описывают причины, из-за которых произошла катастрофа.

"На высоте 900 метров одновременно с отдачей экипажем штурвала "от себя" стабилизатор самолёта был отклонён на пять градусов на пикирование, вследствие чего самолёт перешёл в энергичное снижение с реализацией вертикальной перегрузки до -1 ед. Последующие действия экипажа не позволили предотвратить столкновения самолёта с землёй. Столкновение произошло на скорости более 600 км/ч с углом тангажа на пикирование более 50 градусов" - говорится в официальном сообщении на сайте МАК.

Предварительные итоги расследования исчерпывающе объясняют, что произошло с самолётом на этих кадрах. Однако не менее важный вопрос: почему возникла столь катастрофическая ситуация? Из того, что достоверно известно на данный момент, складывается следующая картина последней минуты полёта рейса 981.

Примерно за четыре километра до взлётно-посадочной полосы командир экипажа сообщил диспетчерам, что из-за погодных условий — шквалистый ветер - садиться не будет. Сразу после этих слов самолёт начинает довольно резко, под углом примерно 15 градусов, набирать высоту. Через несколько секунд поднимается до 900 метров. В такой ситуации есть опасность, что лайнер потеряет скорость и упадёт хвостом вниз. Командир экипажа переходит на ручное управление и, чтобы замедлить набор высоты, переводит стабилизатор в режим снижения. Однако к этому моменту автоматика "Боинга" уже подстраховала лётчиков и сделала то же самое, в итоге стабилизатор отклонился слишком сильно, и вместо плавного выравнивания началось резкое пикирование.

"В этот момент идут у них крики там: тяни. Но стабилизатор плюс пять на пикирование, значит самолет с опусканием носа идет вниз. Нужно было в этот момент переложить стабилизатор на кабрирование. Они этого не сделали. По какой причине? Они не понимали, что самолет боролся за их жизнь раньше, чем они приняли это решение. То есть в ручном режиме они пилотировали, не хватило просто выучки. Чистая ошибка экипажа", - отметил заслуженный пилот РФ Юрий Сытник.

В то время, когда командир толкает штурвал "от себя", второй пилот, судя по всему, начинает тянуть свой штурвал "на себя", пытаясь заставить самолёт подняться вверх. Система управления получает противоречивые команды. Рули высоты оказываются в противоположной от стабилизатора плоскости, но выправить ситуацию не могут. Экипаж заметил ошибку слишком поздно.

"Действия были хаотичные - так в воздухе не действуют. Командир делает одно, второй пилот делает другое, командир тянет штурвал на себя, второй пилот - от себя, кто-то из них стабилизатор перекладывает на пикирование, кто-то элеронами, то есть рулем высоты, наоборот, пытается вывести из пикирования", - говорит председатель Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.

И командир, и второй пилот считались опытными специалистами. У каждого - по несколько тысяч часов налёта. Они обязаны были знать, как действовать в подобной ситуации. Её обязательно отрабатывают во время обучения на лётных тренажёрах.

Не исключено, что экипаж слишком поздно заметил катастрофическую ошибку из-за усталости. Именно такое предположение, кстати, и озвучивал на условиях анонимности журналистам телеканала RT сразу после катастрофы бывший пилот авиакомпании FlyDubai.

"Еще в бытность сотрудником этой авиакомпании я предупреждал руководство, что усталость пилотов рано или поздно станет причиной авиакатастрофы. Компания FlyDubai при составлении рабочих графиков пилотов и расписаний рейсов не учитывает суточные биоритмы человека и не дает пилотам как следует отдохнуть между рейсами. И в данном случае оба пилота наверняка находились в соответствующем состоянии. Эти пилоты считались "молодыми", поэтому их назначали на неудобные рейсы – долгие и ночные. Скорее всего, пилоты были очень уставшими, вымотанными", - говорил он.

В то же время специалисты обращают внимание и на конструктивную особенность "Боинга", где автоматика может сама управлять стабилизатором. В тех же "эйрбасах" или российских самолётах без команды лётчика стабилизатор не может поменять своё положение.

Что характерно, точно такая же ошибка экипажа, что и в Ростове, два с половиной года назад привела к катастрофе "Боинга" 737-й серии и в Казани. По этой причине Росавиация уже направила в авиакомпании письмо с требованием провести переподготовку пилотов и дополнительные тренировки.

Читайте также: