Художники из Студии им.Митрофана Грекова прибыли в Пальмиру, чтобы запечатлеть возрождение древнего города
В те районы Сирии, из которых удалось выбить террористов, возвращаются мирные жители. Люди налаживают быт, пытаются восстановить разрушенное. Приходит в себя и Пальмира - древний город, который при поддержке российских Воздушно-космических сил был освобожден в марте. Теперь в Пальмиру приехали российские военные художники из Студии имени Грекова. Им предстоит увековечить операцию по спасению античных памятников.
Час полета - и они на месте. Вертолет с художниками из Москвы приземляется на аэродроме в нескольких километрах от древней Пальмиры. Под прикрытием бойцов сирийской армии гости въезжают в святая святых этого архитектурного памятника — к подножию знаменитого амфитеатра.
«Это колыбель цивилизации, это основа той культуры, которая сейчас выросла, это те самые истоки, та самая колыбель — для меня как для художника это важно, как паломничество в Мекку», - говорит художник Студии военных художников имени Грекова Юрий Бирюков.
Себя они называют «грековцы» - то есть, авторы Студии военных художников имени Митрофана Грекова. Юрий Бирюков легким движением кисти старается передать всю красоту уцелевших колонн.
«Сбылась мечта моего детства — оказаться здесь и писать, и любоваться этой красотой. Но, к сожалению, только война позволила оказаться здесь», - говорит он.
Вместе со своим коллегой по цеху Андреем Сибирским они объехали все горячие точки: своими глазами следили за конфликтом в Приднестровье, наблюдали обе чеченские войны, оказались в Цхинвале в августе 2008 года. И всюду пытались увидеть самое главное, не пропустив ни детали.
«Отображать мужество наших солдат, офицеров - это наша работа. Отображать реальность боевых действий и боевого быта, и боевой жизни. Это потом превращается в картины, которые остаются потом на века. Это вклад и в русское изобразительное искусство, и в то же время, запечатление нашей истории, наших традиций. Ведь даже Поленов на Балканскую войну ездил», - говорит Андрей Сибирский.
Все увиденное Андрей бережно заносит "на карандаш". Оба художника - еще и фотографы. Во время экскурсии, устроенной сирийскими военными, стараются не выпускать объективы из рук. Сейчас два города, старый и новый, полностью очищены российскими взрывотехниками от мин и растяжек. Отступая, террористы ИГИЛ оставляли множество опасных сюрпризов.
Сирийским властям предстоит большая работа: в жилой части Тадмора не осталось ни одного уцелевшего дома. Ремонтировать придется практически каждое здание. Боевики били по городу из артиллерии, надеясь полностью стереть его с лица земли.
Российских художников приветствуют бойцы сирийской регулярной армии. Боевиков удалось отбросить от Пальмиры на несколько десятков километров. В жилые кварталы постепенно начинают возвращаться местные жители. Мухаммед Альхарир вместе с детьми только что вернулся из Хомса. Целый год они спасались от войны у родственников.
«Ровно год назад мы побежали отсюда, когда ДАИШ зашли сюда и хотели убить меня, потому что я работаю на государственной работе, я преподаю в школе, и моя жена тоже там работает. Они хотели убить нас, поэтому мы сели на свою машину и побежали в Хомс», - рассказывает он.
От скромной двухкомнатной квартиры остались лишь стены: боевики-мародеры вынесли всю технику, мебель, а потом разбили окна и двери.
Работы нет, и чтобы хоть как-то прокормить семью, Мухаммед вынужден торговать - продукты питания сейчас в ходу. Все эти рассказы наши художники фиксируют на диктофон и фотоаппараты, чтобы уже в Москве в красках описать зарождение жизни в послевоенной Пальмире на нескольких холстах.