15 лет назад произошло крушение самолета, следовавшего из Тель-Авива в Новосибирск. Виновники не наказаны до сих пор
Сегодня исполняется 15 лет с момента авиакатастрофы рейса Ту-154 Тель-Авив - Новосибирск, на борту которого находились 78 человек. У мемориала с именами погибших в Новосибирске этим утром собрались их родственники, чтобы возложить цветы и зажечь свечи. Виновники трагедии до сих пор не наказаны.
Все произошло во время учений украинских ПВО. Расследование Межгосударственного авиационного комитета показало: самолет поразила ракета украинского зенитного комплекса С-200. Но Киев вину так и не признал. Между тем эту катастрофу все чаще сравнивают с крушением малазийского «Боинга», причем даже сами украинцы.
На учения в тот день - 4 октября 2001 - украинские военные пригласили множество журналистов. Обещаны были массовые пуски ракет. Всего, по данным командования ПВО Украины, тогда запустили 23 штуки. Журналисты снимали все запуски.
Эти кадры хранились в архиве 15 лет. То, что на полигоне в Крыму, где проходили учения, тогда «что-то пошло не так» стало ясно после того, как высшие украинские военные чины неожиданно прекратили общаться с журналистами, отдав приказ на ликвидацию сразу нескольких уже запущенных ракет. На глазах у всех они, резко меняя курс, стали взрываться в море неподалеку от места старта. Незадолго до этого пассажирский Ту-154 и пропал с экранов радаров над Черным морем. В 200 километрах от полигона, где полеты гражданских самолетов никто запрещать и не подумал.
Но, выяснилось, что ракеты комплекса С-200 это расстояние спокойно преодолевают. Все 78 человек, находившихся на борту, погибли. Позже будут найдены и опознаны лишь 16 тел. Ни черных ящиков, ни крупных обломков самолета найдено не будет. Глубина моря здесь больше двух километров, сильно заиленное дно и агрессивная сероводородная среда. У следствия будет лишь короткая 45-секундная запись попытки экипажа связаться с диспетчером во время падения самолета с 11 километровой высоты и мелкие обломки, плавающие на поверхности моря.
«Они все были пробиты круглыми отверстиями, шариками. И нам дали запись последних минут жизни экипажа. И там слышен шум самолета, и кто-то вскрикнул, нам кажется, что это наш вскрикнул: "Куда попала?" - рассказывает Любовь Алексеева, вдова члена экипажа ту-154 Виктора Алексеева.
Следствие давало слушать запись родственникам членов экипажа, чтобы идентифицировать голоса. Отверстия же от шариков, которыми начинена боевая часть ракеты, были обнаружены практически во всех обломках. Характерны и следы ранений, на найденных в море телах. Но украинские власти все равно старательно обходили тему причастности своей страны к ракетному обстрелу. Впрочем, однажды президент Кучма практически это признал.
«Что, мы первые или последние? Не нужно из этого делать трагедию, если есть какая-то ошибка. Ошибки случаются всюду и не только такого масштаба, но гораздо большего масштаба – планетарного», - сказал Леонид Кучма.
В результате украинские власти выплатили компенсации семьям погибших - по 200 тысяч долларов, заявив, правда, что это не признание вины, а жест доброй воли. При этом авиакомпания «Сибирь, чей самолет и был сбит, ничего от Украины так и не получила. Там придумывались все новые и новые версии случившегося: разгерметизация, теракт на борту, и даже якобы умышленный обстрел самолета некоей третьей стороной. Хотя сами украинские военные все прекрасно понимали.
«Настолько было приложено усилий к тому, чтобы доказать невиновность украинской стороны, что были исчерпаны все варианты. А действительно в частных разговорах, а я тогда был председателем комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, они подтверждали, что к сожалению, случилось так», - рассказывает Георгий Крючков, в 2001 году председатель комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады Украины.
Общаясь с нами на эту тему в Киеве сегодня, Георгий Крючков - ныне пенсионер, а в 2001 человек, курировавший в Верховной Раде Министерство обороны, на самом деле сильно рискует. Ведь в его стране до сих пор так и не признали, что самолет сбили именно украинские военные. При этом он сам неожиданно задает нам вопрос: «А нынешние события? Чего ж вы не интересуетесь?»
Нынешние события – это то, что происходит сейчас вокруг еще одной трагедии с самолетом, малайзийским «Боингом».
«Точно сегодня не может никто сказать, что произошло в Донбассе. Было случайно такое совпадение или умышленно. Тут можно делать любые предположения. Но, чтобы утверждать, надо провести объективное расследование, которого, на мой взгляд, не было», - считает Георгий Крючков.
Как не было такого объективного расследования проведено на Украине и после трагедии с Ту-154. Впрочем, обе эти катастрофы похожи не только тем, что самолеты были сбиты ракетами, но и еще одной немаловажной деталью. Потенциально опасные для полетов районы ни над местом проведения учений в 2001-м, ни над зоной боевых действий в 2014-м, никто и не думал закрывать.
«Если бы Украина перекрыла воздушное пространство, с нашим самолетом, как, собственно говоря, и с «Боингом», который из Голландии летел, ничего бы не случилось такого. Люди бы были живы», - считает родственник погибшего в катастрофе Ту-154 пассажира Борис Калиновский.
У Бориса Калиновского 15 лет назад в катастрофе погиб отец. Как и остальные родственники погибших, они каждый год собираются вместе, чтобы почтить их память.
Несколько раз Прокуратура Украины открывала, закрывала и снова открывала уголовное дело по факту катастрофы Ту-154. Пока в 2004-м, наконец-то, не была найдена окончательная причина, по которой дело надо прекратить - отсутствие главной улики - ракеты, осколки которой достать со дна Черного моря теперь точно невозможно.