В Кемеровской области новая автодорога начала разрушаться через несколько дней после сдачи в эксплуатацию
В Кемеровской области разбираются, почему участок трассы, который строили пять лет и сдали совсем недавно, начал разрушаться буквально через несколько дней. Ситуаций, когда проблемы всплывают уже после сдачи объекта, немало. Но есть и пример Тверской области, где полотно стало местной достопримечательностью.
Вода стоит — асфальт плывет. Точнее, плывет дорога — покрытие пошло волнами и трещинами. Водители то и дело притормаживают.
«Не могли дождаться, когда эту дорогу откроют. Открыли, мы, такие довольные, полетели с сыном, и вот такой кусок дороги…» - рассказывает Елена Сарсенбаева.
Кусок дороги такой, что ком в горле, говорят водители. Ее начали строить пять лет назад, а после открытия в сентябре этого года прошло всего несколько дней, и дорожная гладь поплыла из-под колес. Рабочие выясняют, что пошло не так. Первые попытки «закатать проблему в асфальт» оказались безуспешны: только новые трещины и все та же вода. Подвижки и трещины такие, что рука утопает.
Павел Чипуров — сам строитель. Поэтому каждый раз, проезжая здесь, останавливается. Говорит - профессиональный интерес, можно наблюдать процесс разрушения.
«Сперва-то радовались все. Дорога хорошая, действительно, время сокращает. Просто обвал произошел. То ли технология у них неправильная, то ли что. На второй же день после открытия», - рассказывает он.
Участок - двести метров. Внизу по обочинам дороги — вода да глина. Здесь получилась точно геологическая разведка боем: после открытия дороги, вскрываясь, асфальт вскрывает проблемный участок. Хотя должно быть все иначе.
«У нас все это написано в документах. Поколения дорожников работали, как в воинском уставе - кровью каждая строчка писалась. Какие там грунты, какие там подвижки этих грунтов, слабые, сильные, как там вода проходит - это предмет инженерно-геологических изысканий. Если они не были сделаны, проект, в общем, получается – самообман», - говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.
Разведка, соблюдение технологий - вот он, прямой путь к качественной дороге, говорят эксперты. В Тверской области рабочие, укладывающие асфальт - новый поверх старого, разбитого — говорят, что есть участок, про который легенды ходят. Девятикилометровый близ города Бежецк.
«Поедете - увидите его. Просто стоит хороший участок дороги, на самом деле. Сейчас кончится плохая дорога — увидите», - обещают они.
Не то, что увидите – почувствуете ровное полотно. «Неубиваемая», «вечная» - как только водители не называют эту дорогу. 11 лет — без ремонта. Стакан воды на капоте — старый, но надежный водительский прием. На этом участке прибавь скорость — не почувствуешь, стакан не шелохнется.
«Видите, как зеркало идет, ни одной кочки, все выверено было. Все углы, повороты были выровнены, подъемы тоже были выровнены. То есть, делали как для себя», - говорит замглавы администрации Бежецкого района Геннадий Метлин.
«Как для себя» - потому что подрядчики были не местные, а из Карелии. Спустя десятилетие трасса и вправду местная достопримечательность, точно памятник. Где еще знают автора, то есть, человека, который руководил стройкой? А здесь имя бывшего технического директора строительной компании Валентина Каца, который уже на пенсии, хорошо помнят. Сам он улыбается: секрет дорожного долголетия — и не секрет вовсе.
«Отнеслись к своим обязанностям добросовестно. Есть понятия у нас - и СНИПы, и ГОСТы. И надо их только выполнять. Что мы сделали: сняли растительный слой, уплотнили основание — называется «подземполотно», и качественно положили само полотно», - объясняет строитель.
Был снят полуметровый слой земли — важно укладывать подушку на поверхность не только без растительности, но и без корешков. Слой грунта утрамбовывали пневмокатком. Далее - крупный щебень вместе с песком. Следом — мелкий щебень. Утрамбовывали, укатывали, выравнивали. Далее – асфальтобетон, два слоя. И еще в этом рецепте — важная приправа: строительство в сухую погоду, летом.
Это дорога, которая доказывает — асфальт у нас приживается. 11 лет эта трасса экономит бюджетные деньги. Не нужен ремонт, ни ямочный, ни капитальный. Статьи расходов по большому счету – две, на уборку снега зимой, и обновление разметки.
В Кемеровской области на поплывшем участке и разметку-то теперь не торопятся наносить. Все равно не сегодня-завтра наверняка надо будет стелить новый слой асфальта. Водители наедятся, что только этим не ограничится: после установления причины сделают все-таки капитальный ремонт новой дороги как можно быстрее, до морозов.