В Париже открылась выставка «Шедевры нового искусства» — собрание картин из лучших музеев России
Желающих осмотреть экспозицию — сотни тысяч.
Парижане терпеливо отстаивают несколько очередей: в сам музей, за билетами, в гардероб и самую длинную — перед входом на экспозицию. Мировой бестселлер. Лучшие полотна импрессионистов собраны в одном музее.
«Таких выставок, как правило, не посылают, потому что вся коллекция, понимаете. В данном случае приняли такое решение, и выставка ушла. Она здесь производит, конечно, грандиозное впечатление», — сказала президент Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова.
Встречает гостей «Сергей Щукин» — портрет московского коллекционера кисти Матисса. Они дружили. Картины художника текстильный магнат начал покупать, когда мир искусства от них презрительно отворачивался. А еще у Пикассо, Ван Гога, Сезанна. Так Щукин собрал лучшую коллекцию их работ. После революции ее национализировали и поделили между музеями. Впервые она воссоединилась в Париже — там, где эти картины и писали.
В особняке Сергея Ивановича Щукина картины висели вплотную друг к другу — в два, порою в три ряда. На этой выставке кураторы сделали принципиально по-другому: отдалили картины как можно дальше друг от друга. Чтобы у каждой работы появилось личное пространства, чтобы посетитель мог с каждым полотном остаться наедине, потому что каждая картина достойна отдельного разговора.
Четыре этажа выставочного комплекса заполнены шедеврами под крышу. 13 залов, как 13 глав романа — разные периоды страсти коллекционера. У Пикассо, Матисса и Ван Гога — монографические залы. Сезанн, как и в особняке Щукина, поделен и приставлен к каждому художнику. Для коллекционера его работы были мерилом.
Пейзажи, портреты, натюрморты. 130 лучших полотен из Эрмитажа и Пушкинского музея. Через картины — их цвет, силу, начинаешь чувствовать коллекционера. Только чувствовать — объяснить феномен Щукина исследователи пока не могут. Правда, известно, что у него было правило: покупать картины против вкусов своего времени, друзей, и даже своих собственных. Для всех желающих он водил экскурсии по своему дому, как по музею. Под впечатлением молодые художники Малевич, Родченко, Ларионов скоро совершат революцию и в русском искусстве.
«Мы говорим о личности абсолютно уникальной, о человеке, который, как мне кажется, недополучил славы, мы говорим о великом коллекционере», — говорит директор ГМИИ Пушкина. Марина Лошак.
Приблизительную стоимость коллекции Щукина сегодня оценивают в восемь миллиардов евро. Требования по безопасности к выставочному залу, как к бункеру. Известно, чтобы перевезти шедевры, их разделили на партии, понадобилось несколько рейсов. И даже реставрация.
«Считалось, что «Розовую мастерскую » Матисса перевозить нельзя, но нам так хотелось ее здесь увидеть, что мы провели дополнительную экспертизу и отреставрировали ее. Кстати, впервые каталог выставки выпущен не только на французском и английском, но еще и на русском — в благодарность нашим друзьям за этот великолепный подарок Парижу и Франции», — сказал советник организатора выставки Жан-Поль Клавери.
«Это невероятно! Потрясающе! Здесь собраны работы, которые я никогда до этого не видела. Я из Австралии и безумно рада, что мне выпала такая возможность, побывать на этой выставке», — говорит посетительница выставки.
«Это историческое событие! Впервые в Париже такая грандиозная выставка. Спасибо России за такой подарок. Это говорит об особых отношениях между нашими странами», — отметил Пьер Деро.
Что чувствует внук Сергея Щукина, Андре-Марк, можно только догадываться. Картины были страстью его деда, коллекция — душой. Спустя век полотна вновь вместе на четыре месяца.
«После этих четырех месяцев мир будет разделен пополам: те, которые смогли увидеть выставку, и другие», — сказал Андре-Марк Делок-Фурко, внук Сергея Щукина.
В Париже ожидают рекордный миллион посетителей. Электронные билеты до конца декабря уже раскуплены.