Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
14 августа 2016, 21:45

Итоги переговоров Владимира Путина и Реджепа Эрдогана комментируют на Востоке и Западе

Эксперты и ведущие СМИ делают прогнозы, как отреагируют в Вашингтоне, чего теперь ждать от Евросоюза, и даже - возможен ли выход Турции из НАТО.

Деловая встреча за чашкой турецкого чая. Эркан Оздемир и его партнеры по бизнесу обсуждают планы на будущее. У всех были крупные строительные проекты в России. Развивать бизнес дальше не позволил разразившийся кризис.

«За считанные секунды, когда был сбит российский самолет, под удар были поставлены многолетние отношения России и Турции. Мы как будто разбили ценную хрустальную вазу. Теперь наше правительство постепенно пытается ее склеить. До первозданного вида еще далеко, но мы готовы терпеливо ждать», - говорит директор строительной компании Эркан Оздемир.

Для президента Турции еще перед поездкой в Санкт-Петербург было важно задать правильный тон. В интервью агентству ТАСС он заявил, что собирается открыть новую страницу в двусторонних отношениях, назвав российского президента другом Владимиром. На что сразу обратили внимание на Западе.

Заголовок Der Spiegel: «Продать дружбу максимально дорого»

«В отличие от Запада, для Путина Эрдоган в последнее время подбирает только самые дружественные слова. Все это не может не вызывать опасений», - пишет издание.

Заголовок The Guardian: «Эрдоган и Путин обсудят восстановление отношений на первой встрече после того, как был сбит бомбардировщик»

«Сближение между Эрдоганом и Путиным пощекотало нервы в Брюсселе. Депутаты Европарламента недавно предупреждали о путинизации Турции», - указывает газета.

По обложкам турецких газет сразу понятно, что стало главной темой обсуждения на этой неделе. Турецкие аналитики сейчас задаются вопросом, почему Запад столь остро реагирует на сближение Турции и России. Обозреватель газеты Hurriyet, например, отмечает: Евросоюз и США по большому счету не оставили Турции выбора, кроме как искать других партнеров. А теперь сами же этим недовольны.

Причины недовольства, по мнению экспертов, понятны: сотрудничество Анкары с Москвой в экономике, энергетике так или иначе означает усиление влияния России в регионе.

«Главной задачей, которая стоит сегодня перед Европой, является сокращение энергетической зависимости от России. Эта задача с переменным успехом преследуется уже на протяжении нескольких лет. Тем не менее Россия по сей день остается главным поставщиком газа и нефти в Европу, а возобновление «Турецкого потока» лишь этому способствует», - говорит политолог, директор Итальянской высшей школы геополитики и прикладных наук Даниэле Скалеа.

В то же время поиск совместного решения по Сирии ставит под угрозу западную политику в этой стране. Россия своей военной кампанией в Арабской республике уверено заявила о себе в регионе, отмечает немецкое издание Focus. В рамках возможного союза Турция и Россия могли бы расширить свое влияние на Ближнем Востоке.

При этом сближению Анкары с Москвой во многом способствовали события последнего месяца. Нежелание Вашингтона экстрадировать в Турцию проповедника Гюлена, которого здесь называют организатором недавнего путча, заставило Эрдогана выдвинуть Штатам ультиматум.

«Рано или поздно Соединенным Штатам придется сделать выбор - демократическая Турция или готовящая перевороты террористическая организация Гюлена», - заявил Реджеп Эрдоган.

Дошло до того, что журналисты и аналитики всерьез начали обсуждать, может ли Турция выйти из НАТО. Североатлантическому альянсу пришлось опубликовать заявление: этот вопрос не обсуждается, Турция – союзник и всегда может рассчитывать на поддержку альянса. Политологи видят в этом долю лицемерия, отмечая, что с натовской базы «Инджирлик» взлетали самолеты путчистов, чтобы бомбить турецкую столицу.

«В этих условиях очень мало вариантов во внешней политике для Эрдогана и главным образом он будет опираться на Россию, Иран, Китай, может быть, и другие страны», - говорит турецкий журналист Хакан Аксай.

Заголовок турецкой Milli Gazette: "Саммит Эрдоган - Путин: новый период в борьбе Атлантики и Евразии".

«Главный страх Запада, и прежде всего США, связан с тем, что однажды Турция пошлет ко всем чертям США, ЕС и НАТО, сожжет все мосты между ними и устремится в другой блок, станет его частью. Адрес известен: Евразийский блок», - публикует издание.

Однако нельзя сбрасывать со счетов, что настроения на Ближнем Востоке порой быстро меняются. Насколько прочным будет желание Эрдогана выстраивать новые альянсы – зависит от того, удастся ли ему достигнуть с партнерами согласия по ключевым вопросам. В своих дружественных связях Турция всегда исходила из соображений собственной выгоды. По мнению аналитиков, это хорошо понимают в России. Но не на Западе.

The Financial Times, например, назвала турецкого президента из-за смены приоритетов во внешней политике «непостоянным союзником», напоминая в том числе и о развале важной сделки  с ЕС по мигрантам.

Две части Стамбула, которые разделяет Босфор, называют Азией и Европой. Попасть с одного берега на другой можно где-то за полчаса на пароме. Путь, который проделывают мигранты, стремясь в Европу, несравнимо дольше и сложнее. Турция на этом пути - транзитная страна, и здесь прекрасно понимают, что именно от ее действий зависит, сколько еще мигрантов вынужден будет принять Запад.

Имея такой рычаг влияния, Эрдоган выторговал у ЕС неплохие условия. На содержание мигрантов Брюссель обещал выделить шесть миллиардов евро до 2020 года. При этом Турция согласилась регулировать поток мигрантов лишь при условии, что Евросоюз побыстрее рассмотрит вопрос о визовой либерализации для турок.

Но вместо этого из Европы теперь все чаще звучат требования вычеркнуть Турцию из списка кандидатов в члены ЕС. К поиску новых партнеров Анкару, по мнению аналитиков, подталкивают и постоянные попытки западных политиков навязать туркам свою точку зрения, не понимая при этом сути происходящего внутри страны.

«Эти ошибки со стороны США могут вполне привести к изменению баланса сил в Ближневосточном регионе. Сколько можно наступать на одни и те же грабли! Политика в Сирии, вмешательство американской армии в Ливию, то, что происходит в Ираке с 2003 года или даже с 1991 года. На протяжении последних десяти лет Штаты дискредитировали сами себя», - говорит политолог (США) Дон Дебар.

Лишнее тому доказательство - рост антиамериканских настроений в Турции и одновременно падение до рекордно низкого уровня доли тех кто поддерживает европейский курс – по последним опросам, это всего 20 процентов населения страны.

«Мы прекрасно понимаем, кто есть кто. Да, мы партнеры с Западом, но мы никогда не станем друзьями, они никогда не будут разговаривать с нами на равных, в отличие от России», - отмечает предприниматель из Турции Фертах Хилдир.

«После таких событий, как сбитый самолет, наверное, прежней дружбы уже быть не может. И российское руководство будет относиться достаточно осторожно к политической дружбе, так скажем, с турецким руководством, а во всех остальных сферах сотрудничество будет постепенно налаживаться», - считает директор Центра изучения современной Турции Ильшат Саетов.

Пожалуй, больше всего в Турции ждут возвращения российских туристов. В аэропортах усиливают меры безопасности. Турки делают все, чтобы их курорты не скучали хотя в бархатный сезон.

Читайте также: