Скандал в США — жизненно важный препарат стал стоить столько, что некоторым приходится брать кредит
В США препарат для аллергиков подорожал на 500%. Его производитель почти монополист, контролирует 93% рынка этого лекарства. Причем, важно отметить, сам прибор и препарат — жизненно важные. Речь идет о специальных одноразовых инъекторах-шприцах, которые аллергики всегда носят с собой. И даже в состоянии анафилактического шока человек может сам себе сделать укол.
Семилетнюю Элли уже дважды вытаскивали с того света. Первый раз - когда родители еще не знали, что она аллергик, успели врачи. Второй раз - спасительный укол сделал мама.
С тех пор специальный инъектор эпипен с лекарством, предотвращающим анафилактический шок, в семье Хенегар всегда под рукой. В доме шестеро детей, и у двоих - аллергия. Без препарата никуда - ни в школу, ни в магазин, ни в гости. Приступ может случиться в любой момент. Но если раньше упаковка из двух шприцев стоила 100 долларов, то с тех пор, как компания-производитель стала контролировать 93% этого рынка - почти монополист, цена подскочила до 600 долларов. Далеко не всем по карману. Элва Руиз даже взяла кредит, чтобы в критический момент не оказаться беспомощной. Жизнь дороже.
«У меня всего шесть инъекторов: один в бардачке машины, один - дома, один - на работе. Остальные – запасные, на всякий случай тоже дома», - рассказывает Элва Руиз.
Разгорелся скандал, который дошел до Капитолия. Выяснилось, что руководит компанией-производителем дочь сенатора-демократа от штата Западная Вирджиния. Папа попытался заступиться, свалив на посредников вину за повышение цены на 500%.
«Препарат продается за 608 долларов, и все считают, что все эти деньги идут компании «Майлэн». А на самом деле они получают лишь 274 доллара. Главный вопрос, который нужно задать, - а остальные 334 доллара где оседают?» - говорит сенатор от штата Западная Виргиния, Демократическая партия Джо Мэнчин.
Специалисты подсчитали, что себестоимость эпипена далека от трехзначных чисел: сам инъектор стоит 15 долларов, а лекарства в нем - и вовсе на два. Из-за накала страстей акции фирмы стали падать, от сотрудничества с компанией начали отказываться звезды шоу-бизнеса, например, актриса Сара Джессика Паркер, у которой 13-летний сын страдает от аллергии, и только тогда руководство компании прервало молчание.
«Я расстроена этим больше всех. Я в этом бизнесе 25 лет», - говорит Хитер Бреш, президент компании Mylan.
Ведущий: «Но это же вы поднимаете цены! Вы-то чем расстроены?!»
«Я расстроена ценником в 608 долларов. Прежде чем препарат попадает к пациенту, он проходит через руки 4-5 посредников», - поясняет Хитер Бреш.
При этом Хитер Бреш не упомянула, что ее зарплата на посту президента компании выросла с 9 миллионов долларов в год до 25 миллионов. Что в прошлом году два миллиона долларов заплатили лоббистам в Вашингтоне, и вскоре на рынке не осталось конкурентов, и это позволило Mylan заработать только на одном эпипене более миллиарда долларов.
Пытаясь погасить волну общественного негодования, производитель предложил малоимущим пациентам купоны на скидку в 300 долларов. Мера, которая вызвала больше недоумения, чем одобрения.
По факту столько резкого подорожания жизненно важного препарата началось расследование, пока только парламентское. Конгрессмены потребовали все финансовые документы компании, а ее президента вызвали на заседание комитета по надзору.
Нынешний скандал напомнил историю предпринимателя Мартина Шкрели, который, получив эксклюзивные права на препарат, необходимый ВИЧ-инфицированным и онкобольным, повысил на него цену на 5,5 тысяч процентов - с 13 долларов до 750. И он - один из немногих, кто считает, что производитель эпипена все сделал правильно - “ничего личного, просто бизнес”.
Мартин Шкрели: «Всего-то 300 долларов за шприц. Мой айфон стоит 700».
Журналистка: «Но вам не нужен айфон, чтобы выжить!»
Шкрели: «Ну да, но все равно. Это лишь 300 долларов, а 90 процентов американцев застрахованы».
Ну, а пока нуждающиеся в эпипене ищут варианты: кто-то отправляется в Канаду, там на рынке несколько производителей, и в условиях конкуренции инъектор стоит не 600 долларов, а 200, кто-то в интернете ищет просроченные препараты, а кто-то покупает отдельно лекарство и одноразовые шприцы, надеясь, что в критический момент рядом окажется человек, умеющий делать настоящие инъекции.