Большое событие в культурной жизни Москвы — выставка «Рафаэль. Поэзия образа» в Музее имени Пушкина
В Россию привезли шедевры из Галереи Уффици и других собраний. Это парадные портреты Рафаэля, алтарные работы и загадочный образ женщины, известный под названием «Немая». Выставка начнется во вторник, а сегодня экспозицию посетили журналисты.
Портрет Аньоло Дони не покидал Флоренции с 1930-х годов. Молодой буржуа занимался торговлей тканями в XVI веке, и заказал Рафаэлю свой образ к важному событию — свадьбе.
«Очень легкая тень падает на рукав, и это усиливает эффект, будто мужчина освещен лучами солнца. Перед нами успешный, влиятельный человек. Это видно», - поясняет куратор выставки с итальянской стороны Марция Файетти.
Костюм Аньоло хоть и выглядит простым, нет узоров или вышивки, но как сказали бы сегодня, это — дорогая простота. А вот и его невеста, аристократка Маддалена Строцци: драгоценные камни — жемчуг кстати символизирует супружескую верность, прическа по моде того времени, открывающая высокий лоб. Здесь Рафаэль передает ощущение роскоши.
Каждую картину после дороги осматривают два реставратора: с итальянской стороны и российской. Увидеть Рафаэля не под стеклом — редкая возможность. Увидеть одну из тайн Рафаэля — редкая удача: на обороте портретов супружеской четы неведомая кисть вывела мифологические рисунки. В технике гризайли, то есть одним цветом создавая тени и полутона.
До сих пор неизвестно, кто создал эти рисунки маслом на обратной стороне шедевров Рафаэля. Табличка гласит «Школа Рафаэля», но был ли это его ученик или другой художник, который жил и творил во Флоренции в этот период – загадка.
Посол Италии Чезаре Мария Рагальини уверен: эта выставка — важнейшее событие его миссии в России. Ведь до этого Рафаэля привозили штучно, по одной картине, сейчас же 11 работ! Автопортрет художника специально доставили в итальянское посольство на один вечер. Прием в честь Рафаэля, мастера, умевшего как никто отражать эмоции на лице своих героев, и почему-то так изобразившего самого себя.
«Вы думаете, он грустит? Нет-нет, послушайте: ему 20 лет, о чем он может грустить? Он просто серьезен. Я думаю, он намеренно так себя изобразил, чтобы в глазах своих клиентов, заказчиков предстать зрелым юношей, зрелым мастером», - считает чрезвычайный и полномочный посол Итальянской Республики Чезаре Мария Рагальини.
Он рано потерял родителей: мать Рафаэля умерла, когда ему было 8, отца не стало в 11. И все же первые уроки живописи он успел получить в мастерской отца, тот был художником. Затем попал к одному из самых прославленных живописцев Италии - Пьетро Перуджино. В этой самой ранней из представленных картин, специалисты видят влияние учителя. Голова ангела — фрагмент алтарной части, с нее начинается путь признания от юноши Рафаэля Санти до великого Рафаэля.
«Это первый заказ, официально нам известный первый заказ, который получил Рафаэль, когда ему было 17 лет. В документе, который до нас дошел, Рафаэль назван уже маджистер, мастер», - отмечает куратор выставки с российской стороны, главный научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Виктория Маркова.
«Мадонна Грандука», что значит «великогерцегская», когда-то принадлежала титулованной особе. Богоматерь и младенец будто выступают из обволакивающей тьмы — доподлинно неизвестно, сам ли Рафаэль так задумал? Ведь там, под слоем черной краски, реставраторы нашли окно в сад. Мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь, их останется более 40. Даже больше, чем портретов, которые ему заказывали постоянно. «Ла Мута» - «Немая» - девушка с непроницаемым лицом. Или изображенная анфас Элизабетта Гонзага: без всяких полуоборотов герцогиня сидит прямо, торжественно.
Эти звуки — не посторонние шумы, аудио инсталляция, как и приглушенный свет, она усиливает восприятие эпохи Возрождения.
«Пытаемся воспроизвести звуки мастерской Рафаэля, растирающего краски или бьющего кистью по холсту. То есть весь этот механизм звуков, который должен нас приблизить еще к этой чувственной атмосфере этого времени», - поясняет директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Марина Лошак.
Директор музея советует лишь одно: придя на первую в России выставку Рафаэля нужно замедлиться, почувствовать Возрождение. Правда, на это меньше часа: предвидя ажиотаж, Пушкинский ввел систему сеансов, каждый — по 45 минут.