Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
24 сентября 2016, 10:08

В Москве открылась выставка основоположника конструктивизма Александра Родченко

Пространство, геометрия, абстракция как объекты искусства. В Москве открылась выставка работ одного из самых ярких представителей русского авангарда — художника, фотографа, скульптора Александра Родченко. Родоначальник дизайна и рекламы в СССР, все свое творчество он считал огромным экспериментом. Говорил, что стремится изобретать новые формы и возможности во имя будущего.

Многозначительный прищур, как взгляд в будущее. Уже в начале 20 века он прекрасно знал, какие дома будут строить в наше время, каким будет шрифт на рекламных плакатах, и даже какие игрушки мы будем вешать над детскими кроватками. Художника и фотографа Александра Родченко называют пророком. И все его пророчества теперь можно увидеть под одной крышей, в Мультимедиа Арт Музее.

«У него ничего не было случайно. У него не было случайных графических идей, и мы понимаем, что все они так или иначе сегодня аукаются в современной архитектуре. И, конечно, его фотографии. Они представляют нам страну», - сказала директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Страну, которой уже нет, но о которой все знают или помнят. Парадная и будничная Москва. Строительство Беломорканала. Случайные прохожие, которых мастер искусно вписывал в геометрию улиц. Сегодня это именуется репортажной фотографией. Именно Родченко сделал этот репортаж первым.

Непривычный угол съемки, с порой неповторимой точки, ракурс который, с одной стороны, искажает черты лица, с другой - заставляет их жить по-новому. А может ли ракурс поссорить художника и государство? Как ругали пионера с трубой! Мол, лицо толстое, буржуйское. Но Родченко не меняет угол, под которым смотрит на мир. Плечи шире, ноги длиннее. Благодаря такому правильному ракурсу на Западе знали о том, какие спортивные люди живут в Союзе.

График, художник, дизайнер, фотограф. Он работал в разных форматах, как будто все время искал, где интереснее. Создатель беспредметной живописи, главный инженер конструктивизма. Стиля, который в Союзе был признан прозападным и прожил недолго, но навсегда остался в дизайне. Когда цветов мало, а причудливо-ломаных линий — много.

«Он к каждой своей работе относился, как к эксперименту. Живопись есть такой же путь познания структуры материи как путь физика, химия, который доходит до элементов», - говорит искусствовед Александр Лаврентьев, внук Александра Родченко.

Таких элементов, как, например, точки. Родченко просто рисовал их на черном фоне. Спустя почти полвека после смерти художника точечная графика на всех компьютерных экранах.

Под лозунгом «Мы обязаны экспериментировать» он первый соединяет рекламу и фотографию. Самый яркий пример — плакат «Ленгиза» с Лилей Брик. Ломаные линии рисунков советской пропаганды и тут же ломаные строки от Маяковского. Русский авангард 20 века, кажется, до сих пор заражает неуемной энергией.

«Сегодня это наша гордость, это культурный бренд России. Мы гордимся нашей иконописной школой, но гордимся и русским авангардом начала 20 века. Он импульс дал миру на весь век 20-й. Этот импульс живет и в веке 21», - говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Смотрел далеко, забирался высоко. В первую очередь для того, чтобы по-новому, иначе изобразить Москву. Лет 70 назад Александр Родченко был уверен, когда-нибудь люди будут смотреть на города с высоты птичьего полета. И тоже, кстати, оказался прав.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей