Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
25 сентября 2016, 21:56

Нарушение базовых принципов ООН ведет к нестабильности, хаосу и жертвам среди мирного населения

В Нью-Йорке на площадках сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций активно обсуждалась Сирия. Но это были скорее двусторонние встречи дипломатов, консультации. Сама Ассамблея никаких решений не принимала. Последние годы Организация Объединенных Наций слабеет. Ее силовое, военное влияние невелико. Больше – гуманитарное. Почему? Надо вспомнить об основных принципах, на которых была построена ООН 76 лет назад.

В 1942 году появился план мирового устройства после Второй мировой войны. План президента США Рузвельта. Он назывался «Четыре полицейских». Рузвельт предлагал сосредоточить власть в будущей Организации Объединенных Наций в органе, который сегодня называется Совет Безопасности. Орган власти сильнейших стран мира. Не слишком демократично. Но тогда шла Вторая мировая война, гибли миллионы людей, нужны были решения, чтобы такого больше никогда не допустить.

И все-таки полицейских предполагалось четыре. Антигитлеровская коалиция - США, Советская Россия и Англия плюс Китай. По этой логике и был создан Совет Безопасности ООН с правом вето у постоянных членов Совета. Это мощный политический инструмент. Он заставляет искать консенсус, искать такие решения, которые устраивают всех членов Совета.

Международное право гласит, что военное вмешательство извне в любую страну мира возможно в двух случаях: по просьбе законных властей страны и по решению Совета Безопасности ООН.

Вот война в Ираке. Очень серьезная война. Сотни тысяч убитых, миллионы беженцев. Первопричина нынешних проблем на Ближнем Востоке, проблем с терроризмом. Американцы начали эту войну без решения Совета Безопасности, вопреки мнению большинства, не говоря уже о консенсусе.

Нарушение базовых принципов Организации Объединенных Наций ведет к нестабильности, хаосу, к огромным жертвам среди мирного населения. Кажется, есть естественный рецепт: давайте вернемся к этим базовым принципам, будем их соблюдать. Но, оказывается, есть и другие рецепты.

Бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Расмуссен предлагает свой рецепт. Вот с какими тезисами он выступил (вольная цитата). Сейчас наш общий глобальный дом объят огнем, а соседи воюют друг с другом в отблесках пламени. Чтобы навести порядок, нужен полицейский. Чтобы свободе и процветанию взять верх над силами угнетения, миру нужен жандарм. Единственным надежным и желаемым кандидатом на эту роль являются Соединенные Штаты Америки.

Вот вам и новая теория. Если у Рузвельта было четыре полицейских, то у Расмуссена полицейский один – Америка. По известной формуле Германии тридцатых годов: одна земля, одна нация, один полицейский. И эту теорию предлагает не городской сумасшедший, а Генеральный секретарь НАТО, хоть и бывший. Думается, что эту идею тотального контроля над миром там многие поддерживают.

Вот что подтачивает силу Организации Объединенных Наций: такие идеи, такое понимание устройства мира. Желание доминировать во что бы то ни стало. Диктовать свою волю всем.

Но такого никогда не было в истории человечества. Никогда и не будет.

Вернемся в Сирию. За время войны в этой стране по оценкам ООН погибли 115 тысяч человек. И это минимальная оценка. Беженцами стали 13 миллионов человек из 20 миллионов населения этой страны. Американцы говорят: пусть президент Асад уйдет и порядок в этой стране восстановится. Если бы так. Противоположные примеры рядом. Ливия. Глава этой страны Каддафи был свергнут и убит. В Ливии хаос. Страна поделена между разными группировками, кланами и просто бандитами. Ирак. Саддам Хусейн казнен 10 лет назад. Но до сих пор регулярные теракты для жителей Ирака - это просто обыденная жизнь. А значительную часть территории контролирует ИГИЛ.

Если Асад уйдет, Сирии больше не будет. А будет «гуляй-поле», непригодное для нормальной жизни людей. Вряд ли лучше, чем сейчас.

Когда очень хочется есть, кажется, что и консервная банка с говяжьей тушенкой – и та против тебя. В бывшей школе нашли приют около 100 семей беженцев. В школьных кабинетах живут по 10-15 человек. Здесь и стирают, и спят, и готовят пищу. Прямо на полу. Но многим и такой коммунальный ад покажется раем.

Места под крышей хватило не всем, несколько семей живут прямо на школьной спортплощадке. Пара ковров, несколько матрасов и нехитрая кухонная утварь. Вот и все имущество. Здесь все стараются поддержать друг друга, ведь самое страшное – остаться с бедой один на один. «Конечно, нам тяжело, но главное, что мы в безопасности, главное, чтобы был мир, а остальное устроится», - говорит Мухаммад аль-Катим.

Российская гуманитарная помощь – это набор простых продуктов: крупа, мука, консервы. И этому здесь рады до слез.

До войны Алеппо насчитывал семь миллионов жителей. Сейчас - не более двух миллионов, и треть из них - беженцы. Город разделен войной на две части: в восточной засели боевики, западная контролируется правительственными войсками. Линия фронта проходит прямо по жилым кварталам.

«В 2012 году наш район захватила вооруженная оппозиция - отряды Сирийской свободной армии. И мы бежали. Спустя полтора месяца их выбили отсюда и мы увидели, что наш дом разрушен. Внутренних стен не было, мы их восстановили. А снаружи ремонтировать смысла нет. Кирпич очень дорогой, раньше стоил 15 лир, а сейчас 150. А если снова обстрел? И все наши труды пойдут прахом», - рассказывает Ахмад Сахридж.

В семье трое детей, мал мала меньше. Стекол в окнах нет, вместо занавесок одеяла. И так живет пол-Алеппо. Несколько лет назад боевики перекрыли канал, по которому питьевая вода поступала из реки Ефрат. Местные власти организовали раздачу воды из скважин, 100 пунктов, где можно набрать воду бесплатно и в любом количестве.

Почти в каждой семье в Алеппо есть мобильные цистерны для воды. На самом деле это мини-водокачка – бак для воды и насос. Когда машина возвращается домой, шланг разматывается и вода подается на верхние этажи. Все лучше, чем таскать воду в ведрах.

Все 32 магистральные линии электропередачи, которые связывали Алеппо с другими сирийскими провинциями, захватили боевики. Энергоблокада продолжается уже несколько лет. Электричество здесь покупают у частников - владельцев миниэлектростанций.

Дизельные электростанции в городе на каждом шагу. Одна, например, может обеспечить электричеством многоквартирный дом, около 50 семей. Есть места для дежурных инженеров. В Алеппо тысячи таких электростанций. Шумно, конечно. Вначале сильно раздражает, но спустя неделю привыкаешь.

За 10 тысяч лир, это 20 долларов в месяц, электричество в квартире будет по три-четыре часа в сутки. Сила тока два ампера. Этого достаточно, чтобы зарядить телефон, но включить холодильник уже не получится.

Если покупатель не идет к Али, то Али сам едет к покупателю. Сегодня он продает картошку, вчера были арбузы и дыни. Цены ниже, чем на рынке. Такие мобильные лавки обслуживают и жителей прифронтовых районов, где рынков нет.

Раньше это был один из самых престижных кварталов Алеппо. Сейчас многоэтажные виллы и даром никому не нужны – рядом линия фронта. Кустарные снаряды боевиков, начиненные взрывчаткой газовые баллоны, прилетают сюда регулярно. Один из них взорвался, когда хозяин показывал журналистам следы от прежних обстрелов.

Если война все время где-то рядом, она становится частью повседневной жизни. В Дамаске, как и в Алеппо, открыты кафе и рестораны, работают супермаркеты и бутики с модной одеждой. Но уже в нескольких километрах от центра города линия фронта. В этом районе каждый начинает утро со звонка родственникам: как прошла ночь, все ли живы? Ничего похожего на бомбоубежище в округе нет. При обстрелах дети садятся на пол, а родители прикрывают их собой.

«По вечерам очень опасно покидать свои дома, много погибших и раненых среди соседей и знакомых, не хватает детского питания и лекарств. Дети ходят в школу, но если вдруг начинаются обстрелы района, учителя не отпускают их домой до тех пор, пока не успокоится ситуация», - говорит Ам Нагам.

«Бывало, что похищали людей по дороге на работу и обратно. Соседи стараются помогать друг другу, особенно во время обстрелов, эвакуируем сами погибших и раненых, потому что скорой помощи нет. Вокруг снайперы. Сирийские военные привозят нам еду, газовые баллоны и солярку, чтобы отапливать дом зимой», - рассказывает Абдалла Тараф.

Четыре года из пяти, что идет война, это племя бедуинов ждет возможности вернуться домой. Живут надеждой на мир. Традиции в племени не менялись веками. Неоспоримым достоинством девушки считается умение грациозно, не расплескав ни капли, донести от источника воду. Правда, вместо кувшинов на голове пластиковые емкости от гуманитарной помощи.

«Когда боевики напали на район Шейх-Саид в Алеппо, у нас там были хорошие дома, и мы бежали, оставив все. Заняли этот пустырь, живем своей общиной под чистым небом. У нас была возможность перебраться в Турцию, но все вместе решили, что уж лучше землю будем есть, но не оставим родину», - вспоминает Фейсаль аль-Хусейн.

Раненый Алеппо. Это словосочетание уже прочно вошло в местный фольклор. Прифронтовой город воюет, но не сдается. Каждый раз с наступлением темноты Алеппо замирает в ожидании обстрелов, чтобы воскреснуть на следующее утро и все начать сначала.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей