Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
4 октября 2016, 12:17

15 лет назад произошло крушение самолета, следовавшего из Тель-Авива в Новосибирск. Виновники не наказаны до сих пор

Сегодня исполняется 15 лет с момента авиакатастрофы рейса Ту-154 Тель-Авив - Новосибирск, на борту которого находились 78 человек. У мемориала с именами погибших в Новосибирске этим утром собрались их родственники, чтобы возложить цветы и зажечь свечи. Виновники трагедии до сих пор не наказаны.

Все произошло во время учений украинских ПВО. Расследование Межгосударственного авиационного комитета показало: самолет поразила ракета украинского зенитного комплекса С-200. Но Киев вину так и не признал. Между тем эту катастрофу все чаще сравнивают с крушением малазийского «Боинга», причем даже сами украинцы.

На учения в тот день - 4 октября 2001 - украинские военные пригласили множество журналистов. Обещаны были массовые пуски ракет. Всего, по данным командования ПВО Украины, тогда запустили 23 штуки. Журналисты снимали все запуски.

Эти кадры хранились в архиве 15 лет. То, что на полигоне в Крыму, где проходили учения, тогда «что-то пошло не так» стало ясно после того, как высшие украинские военные чины неожиданно прекратили общаться с журналистами, отдав приказ на ликвидацию сразу нескольких уже запущенных ракет. На глазах у всех они, резко меняя курс, стали взрываться в море неподалеку от места старта. Незадолго до этого пассажирский Ту-154 и пропал с экранов радаров над Черным морем. В 200 километрах от полигона, где полеты гражданских самолетов никто запрещать и не подумал.

Но, выяснилось, что ракеты комплекса С-200 это расстояние спокойно преодолевают. Все 78 человек, находившихся на борту, погибли. Позже будут найдены и опознаны лишь 16 тел. Ни черных ящиков, ни крупных обломков самолета найдено не будет. Глубина моря здесь больше двух километров, сильно заиленное дно и агрессивная сероводородная среда. У следствия будет лишь короткая 45-секундная запись попытки экипажа связаться с диспетчером во время падения самолета с 11 километровой высоты и мелкие обломки, плавающие на поверхности моря.

«Они все были пробиты круглыми отверстиями, шариками. И нам дали запись последних минут жизни экипажа. И там слышен шум самолета, и кто-то вскрикнул, нам кажется, что это наш вскрикнул: "Куда попала?" - рассказывает Любовь Алексеева, вдова члена экипажа ту-154 Виктора Алексеева.

Следствие давало слушать запись родственникам членов экипажа, чтобы идентифицировать голоса. Отверстия же от шариков, которыми начинена боевая часть ракеты, были обнаружены практически во всех обломках. Характерны и следы ранений, на найденных в море телах. Но украинские власти все равно старательно обходили тему причастности своей страны к ракетному обстрелу. Впрочем, однажды президент Кучма практически это признал.

«Что, мы первые или последние? Не нужно из этого делать трагедию, если есть какая-то ошибка. Ошибки случаются всюду и не только такого масштаба, но гораздо большего масштаба – планетарного», - сказал Леонид Кучма.

В результате украинские власти выплатили компенсации семьям погибших - по 200 тысяч долларов, заявив, правда, что это не признание вины, а жест доброй воли. При этом авиакомпания «Сибирь, чей самолет и был сбит, ничего от Украины так и не получила. Там придумывались все новые и новые версии случившегося: разгерметизация, теракт на борту, и даже якобы умышленный обстрел самолета некоей третьей стороной. Хотя сами украинские военные все прекрасно понимали.

«Настолько было приложено усилий к тому, чтобы доказать невиновность украинской стороны, что были исчерпаны все варианты. А действительно в частных разговорах, а я тогда был председателем комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, они подтверждали, что к сожалению, случилось так», - рассказывает Георгий Крючков, в 2001 году председатель комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады Украины.

Общаясь с нами на эту тему в Киеве сегодня, Георгий Крючков - ныне пенсионер, а в 2001 человек, курировавший в Верховной Раде Министерство обороны, на самом деле сильно рискует. Ведь в его стране до сих пор так и не признали, что самолет сбили именно украинские военные. При этом он сам неожиданно задает нам вопрос: «А нынешние события? Чего ж вы не интересуетесь?»

Нынешние события – это то, что происходит сейчас вокруг еще одной трагедии с самолетом, малайзийским «Боингом».

«Точно сегодня не может никто сказать, что произошло в Донбассе. Было случайно такое совпадение или умышленно. Тут можно делать любые предположения. Но, чтобы утверждать, надо провести объективное расследование, которого, на мой взгляд, не было», - считает Георгий Крючков.

Как не было такого объективного расследования проведено на Украине и после трагедии с Ту-154. Впрочем, обе эти катастрофы похожи не только тем, что самолеты были сбиты ракетами, но и еще одной немаловажной деталью. Потенциально опасные для полетов районы ни над местом проведения учений в 2001-м, ни над зоной боевых действий в 2014-м, никто и не думал закрывать.

«Если бы Украина перекрыла воздушное пространство, с нашим самолетом, как, собственно говоря, и с «Боингом», который из Голландии летел, ничего бы не случилось такого. Люди бы были живы», - считает родственник погибшего в катастрофе Ту-154 пассажира Борис Калиновский.

У Бориса Калиновского 15 лет назад в катастрофе погиб отец. Как и остальные родственники погибших, они каждый год собираются вместе, чтобы почтить их память.

Несколько раз Прокуратура Украины открывала, закрывала и снова открывала уголовное дело по факту катастрофы Ту-154. Пока в 2004-м, наконец-то, не была найдена окончательная причина, по которой дело надо прекратить - отсутствие главной улики - ракеты, осколки которой достать со дна Черного моря теперь точно невозможно.

Читайте также: