Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
9 октября 2016, 22:03

Актеры в роли боевых офицеров, лжебеженцы и постановки в стиле хоррор — европейские СМИ стали бойцами американского информационного фронта

Западная пропагандистская машина слишком часто делает ложные информационные вбросы. Практически каждую неделю. Недавняя история с гуманитарным конвоем в Сирии. Якобы его разбомбили российские самолеты. Однако анализ доказывает, что это невозможно. Авиационные бомбы разнесли бы автомобили в клочья, а они просто сгорели. Почему некоторые западные журналисты не задаются такими вопросами? Возможно, они и не журналисты — у них другая профессия.

«Когда дым рассеялся, я нашла своего младшего сына. Армен был мертв. Я звала дочь, но никто не ответил. Когда я нашла ее, то увидела — взрывом ей оторвало ноги и руки», — рассказывает Бетти Хиндоян.

Вряд ли кто-то возьмется предположить, что пережила эта женщина, в один миг потеряв двоих детей. Зато с предположением, кто виноват в их смерти британское издание «Индепендент» медлить не стало. Молодая спортсменка и ее 12-летний брат стали новыми символами жестокости ненавистного Западу режима.

«Это стало известно после того, как в благотворительной организации "Врачи без границ" рассказали о "кровавой бане" в Алеппо на фоне продолжающегося штурма города войсками Ассада при поддержке российских самолетов», — пишет издание.

Казалось бы, опять все предельно ясно. Но только родители, потерявшие сына и дочь, с этой версией не согласны.

«Журналисты написали, что это наше правительство сделало это. Но не сирийская армия убила моих детей — их убили повстанцы. Все знают, где они, и снаряды, которые падают здесь, прилетают оттуда», — сказал Викен Хиндоян.

Семья жила в западном Алеппо — эта часть города под контролем сирийских военных, но, похоже, для сайта «Индепендент» ни этот факт, ни заявления убитых горем родителей почти ничего не меняют. Чуть позже в материале появились лишь две новые строчки: «Некоторые авторы комментариев утверждают, что люди погибли в результате атаки повстанцев, однако эти утверждения проверить невозможно».

Тем более, если не пытаться. Но удивляться тому, что журналисты не готовы даже признать ошибку, вряд ли стоит, когда история знает не один пример намеренного обмана.

Сюжет британского журналиста Джона Спаркса коллеги называли «сенсацией». Ведь ему удалось найти российского наемника из частной военной компании, воевавшего в Сирии под прикрытием министерства обороны. Редкая журналистская удача, пусть и на условиях анонимности. Лишь темный силуэт в кадре. Но оказалось - не так уж трудно узнать, кто под маской и чей это голос за кадром.

Александр Агапов играет в московском театре. Наемник — тоже роль. Продюсер телеканала «Скай Ньюз» предложил сняться в художественном фильме за сто тысяч рублей.

«Необходимо сыграть роль военнослужащего, который проходил в Сирии за деньги, которого бросили, к которому очень плохо отнеслось свое правительство и чуть ли не политического убежища надо просить, типа того», — рассказывает актер Александр Агапов.

Но уже во время съемки он понял, что кино скорее будет с претензией на документальность.

«Мне необходимо было ответить, что лично я чувствовал, это как испытание службу, какие я перенес чувства за время прохождения службы в Сирии. Я к этому готов не был. Но вот на этом моменте как раз я и понял, что происходит", - рассказывает Александр Агапов.

Александр рассказал об этом опыте знакомым журналистам. В итоге попал в эфир нескольких федеральных каналов. Впрочем, выходу сенсационного репортажа «Скай Ньюз» это не помешало. И что самое удивительное: его автор и после разоблачения темного силуэта стоял на своем.

«Он ответил (я, конечно, поражен был), что действительно, что он сам, Джон Спаркс, проводил расследование. Вот это, конечно, смешно было. Получается, тогда кто я? Я действительно тогда нанятый им. Вернее он меня нашел, "настоящего военнослужащего" в Сирии, хотя я там никогда в жизни не был», — говорит Александр Агапов.

А этот молодой человек никогда не был в Донецке и тем более не воевал там. Но в эфире немецкого телеканала рассказывал о буднях ополченца. Автор называет его добровольцем Игорем. На фронт он якобы записался в военкомате. Помимо славы его привлекает и зарплата — 25 тысяч рублей в месяц, это примерно 300 евро. Немного, но для Игоря этих денег достаточно, чтобы отправиться на войну, оставив жену и ребенка.

Фильм до сих пор на сайте ЦДФ, и даже полная версия интервью с открытым лицом. А ведь российские журналисты уже давно нашли главного героя. Зовут его вовсе не Игорь, а Юрий. Живет в Калининграде, нигде не работает, жены и ребенка тоже нет. В съемках фильма согласился поучаствовать за небольшое вознаграждение.

«Приехал немецкий журналист Дитмар со съемочной группой из Германии. Он мне сказал: нужен репортаж, давай будем снимать тебя, что ты якобы приехал воевать в Донецк как ополченец, это сценарий. Он мне объяснял, что меня якобы ранило, хотя ранений у меня никогда не было. Я поехал сначала в Москву, потом в Ростов, где он меня ждал. Он назвался Бобом и сказал: я заплачу тебе 50 тысяч рублей за неделю работы», - рассказал Юрий Лабыскин.

Автор репортажа — политический обозреватель ЦДФ Дитмар Шуман. И он, и Джон Спаркс как будто брали уроки у своей коллеги с канала Ай-Ти-Эн.

Репортаж Пенни Маршал о лагере беженцев в боснийском местечке Трнполье потом назовут "чудовищной мистификацией". Это спустя 14 лет станет известно, что колючая проволока ограждала хозяйственные постройки, а люди, стоявшие за ней, не были пленниками. Но тогда в далеком 92-м, мир, глядя на эти кадры, произносил лишь два слова: «современный нацизм». А сербов обвинили в геноциде боснийских мусульман.

"Эта история с теми кадрами получилась очень эмоциональной. Все видели эти живые мощи за колючей проволокой, и никого уже не волновало, что все это фальшивка. Кому было интересно, что вся та поездка к беженцам была организована сербскими властями", - говорит Жак Мерлино.

В решении начать в 99-м бомбардировки Югославии эта история, вполне возможно, сыграла не последнюю роль. Как и пробирка с неким веществом в руках Колина Пауэла перед вторжением в Ирак в 2003-м. И хотя потом американские власти признали: все это фальшивка, никакого оружия массового поражения не было ни в той пробирке, ни у Саддама Хуссейна — дело уже было сделано. И от прикладной мистификации западный мир не отказывается до сих пор.

Стоит ли удивляться, что атака на гуманитарный конвой в Алеппо, фактически поставившая крест на российско-американском плане урегулирования сирийского конфликта, многим теперь кажется звеном той же цепи. На этой неделе эксперты международной группы поддержки Сирии, на которых ссылается агентство «РИА Новости», высказали подозрение — все это могло быть подготовленной инсценировкой. Ведь на кадрах, снятых сразу после удара, не видно следов от осколков — обычного следствия бомбардировки. Края пробоин на машинах покрыты ржавчиной. А кабина одного из грузовиков осталась нетронутой, хотя груз сгорел дотла. На видео с беспилотника российского Министерства обороны ясно виден пикап с крупнокалиберным минометом — такие используют террористы. Есть о чем задуматься. Но американские власти и слушать не хотят, обвиняя в ударе авиацию России или, в крайнем случае, Сирии. Хоть военные эксперты уверены: так последствия атаки с воздуха не выглядят.

«Если авиационная бомба весом в 500 килограмм взрывчатки падает рядом с автомобилем, то разрывается даже рама автомобиля, крыша и кабина уносится за сотни метров, если не за километр. От всего этого остается голимый металлолом, который даже не свалку нельзя сдать, — сказал руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке Александр Жилин. — На языке спецслужб то, что мы с вами видим, называется "зарядить Голливуд", "фикция"».

Стоит ли говорить, что западная пресса ничего подобного никогда не расскажет? И тому есть причина, состоящая из двух слов: «редакционная политика». Суть сводится еще к четырем: «Россия — плохая, Америка — хорошая». И это почти закон.

«Все сотрудники издательства «Аксель Шпрингер», не только журналисты, а все 15 000 сотрудников должны подписывать основные правила, которые существуют с 1967 года. Одно из них — соглашение по Трансатлантическому союзу, поддержка США. Это правило должно соблюдаться, в противном случае будут должностные последствия», — сообщил журналист Мартин Мюллер-Мертенс.

Похожим правилам, впрочем, следуют и другие издания, не входящие в эту империю. На практике это выглядит гораздо интересней, чем можно предположить.

«Я много лет работал в нескольких ведущих европейских СМИ, и меня постоянно как вынуждали, так и подкупали с тем, чтобы я писал о России сугубо в отрицательных тонах. В редакцию нашей газеты, тогда я работал во «Франкфуртер альгемайне цайтунг», приходили сотрудники немецких спецслужб. По их требованию в газете были опубликованы материалы за моей подписью, но в действительности написанные не мной, а спецслужбами. Я чувствовал себя все более неловко. Сегодня я стыжусь того, чем тогда занимался. Я решил когда-нибудь подвести черту под всем этим. Собрал все известные мне подобные факты и написал книгу», — рассказал Удо Ульфкотте, немецкий журналист, бывший главный редактор германской газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Книга Удо Ульфкотте вышла под названием "Продажные журналисты". Скандал получился довольно громким, но быстро забылся. А на автора просто перестали обращать внимание, и это, говорит Удо, еще одна функция системы.

«Возьмем случай все с британским пиар-агентством Belpottinger. Всех ужаснуло известие о том, что оно на деньги американского министерства обороны снимало видеоролики «Аль-Каиды». Но американцы создавали факты и раньше, например, с помощью другого британского агентства, «Hill&Nolton», когда Ирак вторгся в Кувейт. Американцы распространили поддельные видео, на которых якобы иракские солдаты вышвыривали кувейтских грудных младенцев из ящиков-инкубаторов прямо на бетонный пол, убивали их, а ящики забирали с собой. То есть факты можно сфабриковать, а истина никого не волнует», — говорит Удо Ульфкотте.

Важно только общее впечатление. Например, что у Саддама Хуссейна действительно есть оружие массового поражения или, что в Сирии правительственная армия при поддержке российской авиации воюет с гражданским населением. Видимо, поэтому обстрел российского посольства в Дамаске на этой неделе западные средства массовой информации как-то не заметили, а Совет безопасности ООН отказался обсуждать резолюцию.

Ни слова и об атаке террористов на гостиницу в Алеппо, где живут сотрудники международных организаций и журналисты. Не говорят ни на CNN, ни на ВВС и о постоянных попытках боевиков перейти в наступление, об обстрелах жилых кварталов самодельными бомбами в газовых баллонах, ежедневно уносящих десятки жизней. И, конечно, молчат о том, что за год работы российских ВКС в Сирии правительственные войска освободили от террористов больше 700 населенных пунктов. Все это - факты, на которые как ни смотри, увидеть привычный образ ужасной России не получится. А значит, просто не стоит обращать на них внимания.

Валерий Фадеев: "И все-таки на один вопрос я не могу найти ответа. Помните, в новогоднюю ночь в немецком Кельне прямо в центре города собралась толпа молодых иммигрантов с Востока. Эти мужчины приставали к немецким женщинам, а некоторых изнасиловали. Вопиющая ситуация для благопристойной Германии! Но сообщения об этом безобразии появились в немецких СМИ только через несколько дней. Притом что тысячи людей были свидетелями того, что происходило в Кельне, а сотни пострадали. Возникает вопрос: как немецким властям удавалось удерживать эту информацию? Ни телевидение, ни газеты, ни сайты — никто ни слова. Почти неделю. Я работаю в СМИ 25 лет. Я не понимаю, как это можно сделать".

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей