Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
16 октября 2016, 21:30

Трубопровод между Россией и Турцией перебивает Вашингтону его игру на трубах в Европе

На неделе президент Путин посетил Турцию, он участвовал в работе Всемирного энергетического конгресса, и провел переговоры с президентом Эрдоганом. Это первый визит Путина в Турцию после того, как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24. Эрдоган принес извинения и уже побывал в России в августе этого года.

Мы видим серьезные сдвиги в турецкой политике. Когда началась гражданская война в Сирии, Эрдоган рассчитывал убрать Асада руками сирийской оппозиции, затем отделить хороших боевиков от плохих. Привести якобы хороших к власти и создать в Сирии умеренный исламистский режим. Ради достижения контроля над Сирией Турция готова была терпеть многое, например, многомиллионный поток беженцев из Сирии.

Вмешательство в сирийский конфликт России радикально изменило ситуацию. Сместить Асада и взять Сирию под свой контроль стало затруднительно. Невозможно. Отсюда нервное поведение Эрдогана год назад. Отсюда отчаянное решение сбить российский самолет. Это была угроза боевых действий не только против сирийской армии, но и против российских сил. Жесткий и ясный ответ России заставил Эрдогана очень скоро изменить свою позицию.

Что касается Башара Асада, от полного неприятия сирийского режима Турция переходит к диалогу. Есть даже информация, что Турция поможет сирийским войскам вытеснить боевиков из Алеппо.

Наши отношения с Турцией. Здесь есть серьезное продвижение. Наверно, самое важное. Подписано соглашение о строительстве газопровода «Турецкий поток». Одна нитка газопровода пойдет на турецкий рынок, другая в Европу. Это более 30 миллиардов кубометров газа в год. Почему нам важен «Турецкий поток»? 1 января 2020 года истекает срок действия соглашения о транзите газа через Украину.

Если у власти в Киеве останутся нынешние персонажи, как они поведут себя, предсказать невозможно. Нужны надежные каналы поставки газа в Европу. Построен газопровод «Северный поток» через Балтийское море. Создается «Северный поток-2». Но по этому направлению, через север затруднительно поставлять газ в южные страны Европы. Отсюда потребность в еще одном газовом коридоре. Этот газопровод Турции очень выгоден. Она получит газ по выгодным ценам. Будет получать плату за транзит газа. И, кроме того, для Турции это определенный рычаг влияния на Европу.

Означают ли это, что у нас с Турцией теперь безоблачные отношения? Нет. Есть позиция Турции по Крыму, где она фактически поддерживает националистов-радикалов. Есть Кавказ, где у нас большие расхождения по Карабахскому конфликту. Но надо развивать отношения там, где есть взаимопонимание, взаимная выгода. Подход Путина абсолютно рационален: расширять, усложнять отношения с другими странами. Что касается Турции – это поставки и транзит газа, туризм, строительство, продовольствие. Часть элиты, бизнеса, завязанная на эти отношения, становится, если не союзником, то партнером. Ну а если партнер попытается ударить в спину… Мы помним реакцию Путина на сбитый самолет.

Плохо скрываемое на Западе раздражение от контактов Владимира Путина и Реджепа Таипа Эрдогана, на этой неделе достигло своего пика. Ведь получается так, что Турция, входящая в НАТО, по сути, единственная страна этого военного блока, которая не сворачивает, а, наоборот, старательно наращивает сотрудничество с Россией.

А если учесть, что речь идет не только об экономике и двусторонней торговле, в конце концов торгует Россия со многими НАТОвскими странами, но и о политике, раздражение это усиливалось с каждой минутой пребывания Путина в Турции. Уникальность ситуации в том, что одна входящая в НАТО страна - Турция, вопреки жесткой антироссийской позиции другой страны из этого же военного альянса - США, договаривается с Россией о совместных действиях в Сирии.

«Обсуждали тему Сирии, говорили об операции "Щит Евфрата", как мы будем сотрудничать, как можно помочь жителям Алеппо. Дали указания соответствующим ведомствам. Они будут обсуждаться по линии военных и разведки, и в итоге примут нашу совместную стратегию», - заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

«Как отметил президент Турции, мы очень много времени уделили ситуации в Сирии. У нас общая позиция в том, что нужно сделать все для доставки гуманитарных грузов в Алеппо. Вопрос только в том, чтобы обеспечить безопасность доставки этих грузов», - отметил Владимир Путин.

Вообще же Владимир Путин в Турцию приехал впервые с момента охлаждения наших отношений в ноябре 2015-го, после того, как турецкие ВВС сбили российский самолет.

На Всемирный энергетический конгресс-форум, проходящий раз в три года и объединяющий лидеров мировой энергетики, Путина пригласил лично Эрдоган, который при этом всячески подчеркивал свою обиду на США. Конгресс, например, начался с минуты молчания по жертвам неудавшегося госпереворота, в организации которого Эрдоган обвинил проповедника Фетхуллаха Гюлена, скрывающегося от турецкого правосудия в Соединенных Штатах

То, что этот приезд в Стамбул был не просто церемониальным ответом Владимира Путина на ранее данные Эрдоганом извинения за сбитый самолет и его же летний визит в Санкт-Петербург, стало ясно совсем скоро. В тот же день было подписано весьма конкретное соглашение о строительстве газопровода «Турецкий поток».

«Это газопроводная новая система "Турецкий поток". В рамках этого проекта и расширения нашего сотрудничества мы договорились также и о механизмах предоставления скидки на газ. Обращаю внимание, что таким образом мы движемся в направлении реализации планов президента Турции о создании в этой стране крупного энергетического хаба», - отметил Владимир Путин.

В Турции действительно не скрывают желания стать страной, куда газ стекался бы со всех сторон. И из России, и из Азербайджана, и из Ирана, и, даже, Сирии, после того, как война там закончится.

«На самом деле неважно, откуда поступает газ. Важна экономика. И я как глава Топливно-энергетический ассоциации всегда об этом говорю. У Турции есть проект газопровода и через Каспийское море. Мы можем получить газ и из США. Если это будет дешевле. Это называется конкуренция. Откуда дешевле, там и покупают», - поясняет глава топливно-энгергетической ассоциации Турции, профессор Гюркан Кумбароглу.

Далее газ Турция намерена распределять, естественно, не бесплатно, по всей Европе. Пока же основной такой распределитель – Германия. И в этом у Турции с Евросоюзом и его локомотивом - Германией, конфликт интересов. Впрочем, замешаны в этом и Соединенные Штаты, которые ведут в Европе свою игру, фактически получив в управление газотранспортную систему Украины, через которую пока российский газ идет европейским потребителям.

Показательная статья в американском «Ньюсвике» под заголовком «Может ли Америка остановить Путина, стоящего на европейской газовой трубе?»

Цитата «Ньюсвик»: «С тех пор, как в 2009 году был сформирован совместный энергетический союз США – ЕС, подчеркивается важность Украины как транзитного хаба».

И, вот уже немецкая пресса пишет даже о возможном расколе Европы из-за подобной активности США на газовом европейском рынке.

«Deutsche wirtschafts nachrichten»: «Правительство США всегда пыталось торпедировать этот проект, надеясь контролировать транзит газа через Украину. Венгрия и Греция уже сотрудничают с Россией по проекту «Турецкий поток». Интересно, что эти страны в Евросоюзе в роли аутсайдеров. Факт того, что они выиграют от «Турецкого потока», может усилить центробежные силы в ЕС. А вот Польша, придерживающаяся проамериканского антироссийского курса, теряет свое значение при этом альтернативном маршруте».

«Турецкий поток», и это особо оговаривается в соглашении, заработает в декабре 2019 года, как раз когда закончится контракт «Газпрома» о поставках газа в Европу через Украину.

Если еще год назад глава украинского «Нафтогаза» говорил, что «Турецкий поток» в обход Украины — не более чем блеф России, сейчас киевская пресса прямо пишет: «Москва и Анкара договорились о неприятных для Украины вещах».

«Строительство подобного рода трубопровода несет прямую угрозу для украинской газотранспортной системы, потому что на сегодняшний день уже глава «Укртрансгаза» говорит о том, что 30% мощностей украинской газотранспортной системы не задействованы. Естественно, что если будет снижено еще, это будет ниже рентабельности. То есть ГТС начнет генерировать убытки, украинские имеется в виду», - поясняет директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.

«Турецкий поток» - это, по сути, альтернатива «Южному потоку» - газопроводу, который Россия планировала построить через Болгарию, но из-за откровенного со стороны еврочиновников и США политического давления и желания наказать Россию, уже вложившую в этот проект средства, болгары от него отказались, лишившись в результате прямых поставок газа из России.

«Это все равно не дает нужных для инициаторов этих идей результатов. При этом ссылаются на так называемую союзническую солидарность и блоковую дисциплину. Такие действия отнюдь не добавляют стабильности мировой энергетике, да и мировой экономике в целом. Да если уж и честно, и все мы это знаем и видим, нужно сказать, что инициаторы подобных идей не очень-то думают как раз о своих союзниках-партнерах, но никогда не принимают решений, которые противоречат их собственным интересам», - отметил Владимир Путин.

Теперь и Болгарии, и всему Евросоюзу придется договариваться о транзитных ценах на российский газ еще и с Турцией.

«Эра углеводородов, о завершении которой сейчас модно говорить, будет продолжаться еще долго», - это слова Владимира Путина на Всемирном энергетическом форуме в Стамбуле. Впрочем, не они привели к тому, что цена нефти на мировых рынках моментально подпрыгнула, достигнув своего годового максимума. Президент России сделал заявление о присоединении нашей страны к заморозке добычи нефти, переизбыток которой уже привел к самому продолжительному за 45 лет падению цен на нее.

«Нет сомнений, при дальнейшем сохранении таких тенденций нехватка финансирования станет хронической, а мировое перепроизводство энергоресурсов неизбежно обернется их дефицитом и новыми непредсказуемыми скачками цен, в конечном счете, это сильно ударит и по производителям, и по потребителям. Поэтому Россия готова присоединиться к совместным мерам по ограничению добычи и призывает к этому других экспортеров нефти.

Уже вернувшись из Стамбула в Москву, Владимир Путин сказал, что единственная проблема в переговорах по заморозке – это спор между Саудовской Аравией и Ираном, который после отмены американских санкций, только-только нарастил добычу нефти.

«Там речь идет о докризисном уровне добычи для Ирана — 4 миллиона 200. На сегодняшний день речь идет о 3900. Там незначительный объем, 300 тысяч, это вообще, так скажем, простите за моветон, ни о чем, что называется. Я не вижу проблем, которые стоят на пути окончательной договоренности о замораживании добычи на уровне сегодняшней полки», - отметил Владимир Путин.

Ближайшие переговоры по срокам заморозки добычи нефти должны пройти через две недели, 29 октября, в Вене.

Читайте также: