В Тверской области идеальный участок автодороги стал достопримечательностью, а в Кемеровской асфальт «уплыл»
В Госдуму внесен законопроект о штрафах за использование автомобильных шин не по сезону. Предложение вызвало споры в рядах депутатов. 21 октября рассмотреть вопрос не успели, обсуждение должно состояться на следующем заседании. По мнению авторов законопроекта, жесткие правила позволят снизить количество ДТП. Еще одна частая причина аварий - плохие дороги. Даже новый асфальт начинает разрушаться сразу. Ситуация такова, что хорошая трасса в России считается почти чудом.
Кемеровская область. Вода стоит — асфальт плывет. Точнее, плывет дорога — покрытие пошло волнами и трещинами. Водители то и дело притормаживают.
«Не могли дождаться, когда эту дорогу откроют. Открыли, мы, такие довольные, полетели с сыном, и вот такой кусок дороги», - сетует Елена Сарсенбаева.
Кусок дороги такой, что ком в горле, говорят водители. Ее начали строить пять лет назад, а после открытия в сентябре этого года прошло всего несколько дней, и дорожная гладь поплыла из-под колес. Рабочие выясняют, что пошло не так. Первые попытки «закатать проблему в асфальт» оказались безуспешны: только новые трещины и все та же вода.
Подвижки и трещины такие, что рука утопает. Павел и сам строитель. Поэтому каждый раз, проезжая здесь, останавливается. Говорит: профессиональный интерес, можно наблюдать процесс разрушения.
«Сперва-то радовались все. Дорога хорошая, действительно, время сокращает. Просто обвал произошел. То ли технология у них неправильная, то ли что. На второй же день после открытия», - рассказывает Павел Чипуров.
Участок 200 метров. Внизу по обочинам дороги — вода да глина. Здесь получилась точно геологическая разведка боем: после открытия дороги, вскрываясь, асфальт вскрывает проблемный участок. Хотя должно быть все иначе.
«У нас все это написано в документах. Поколения дорожников работали, как в воинском уставе, кровью каждая строчка писалась. Какие там грунты, какие там подвижки этих грунтов, слабые, сильные, как там вода проходит, вот это предмет инженерно-геологических изысканий. Если они не были сделаны, проект, в общем-то, самообман», - говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.
Разведка, соблюдение технологий - вот он, прямой путь к качественной дороге, говорят эксперты. В Тверской области рабочие, укладывающие асфальт — новый поверх старого, разбитого — говорят, что есть участок, про который легенды ходят. Девятикилометровый близ города Бежецк.
«Поедете - увидите его. Просто стоит хороший участок дороги, на самом деле. Сейчас кончится плохая дорога — увидите», - обещают они.
Не то, что увидите – почувствуете ровное полотно. «Не убиваемая», «вечная», как только водители не называют эту дорогу. 11 лет без ремонта. Стакан воды на капоте, пусть и заезженный, но надежный водительский прием. На этом участке прибавь скорость — не почувствуешь, стакан не шелохнется.
«Видите, как зеркало идет, ни одной кочки, все выверено было. Все углы, повороты были выровнены, подъемы тоже были выровнены. То есть, делали как для себя», - говорит заместитель главы администрации Бежецкого района Геннадий Метлин.
«Как для себя», потому что подрядчики были не местные, а из Карелии. Спустя десятилетие трасса и вправду местная достопримечательность, точно памятник. Где еще знают автора, то есть человека, который руководил стройкой? А здесь имя бывшего технического директора строительной компании Валентина Каца, который уже на пенсии, хорошо помнят. Сам он улыбается: секрет дорожного долголетия — и не секрет вовсе.
«Отнеслись к своим обязанностям добросовестно. Есть эти понятия у нас - и СНИПы, и ГОСТы. И надо их только выполнять. Что мы сделали: сняли растительный слой, уплотнили низ, это называется основание под земполотно, его уплотнили и качественно положили земполотно», - объясняет строитель.
Был снят полуметровый слой земли — важно укладывать подушку на поверхность не только без растительности, но и без корешков. Слой грунта утрамбовывали пневмокатком. Далее крупный щебень вместе с песком. Следом мелкий щебень. Утрамбовывали, укатывали, выравнивали. Далее асфальтобетон, два слоя. И еще в этом рецепте важная приправа: строительство в сухую погоду, летом.
Это дорога, которая доказывает: асфальт у нас все-таки приживается. На протяжении 11 лет трасса экономит бюджетные средства. Не нужен ремонт, ни ямочный, ни капитальный. Статьи расходов, по большому счету, две: на уборку снега зимой и обновление разметки.
В Кемеровской области на поплывшем участке и разметку-то теперь не торопятся наносить. Все равно не сегодня-завтра наверняка надо будет стелить новый слой асфальта. Водители надеются, что только этим не ограничится: после установления причины сделают все-таки капитальный ремонт новой дороги как можно быстрее, до морозов.