Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
23 октября 2016, 21:04

Россия и Сирия выдержали гуманитарную паузу, чтобы дать шанс людям вырваться из захваченной боевиками части Алеппо

Бандиты в Нижнем Новгороде – это отголосок того, что происходит на Ближнем Востоке, в Сирии. Чем жестче будет покончено с исламистской террористической заразой, тем меньше будет подобных бандитов на нашей территории. Поэтому то, что происходит в Сирии важно для нас с вами. А события в Сирии остаются главными в мировой повестке. В центре внимания город Алеппо.

Западная антироссийская истерика началась после того, как стало понятно, что правительственные войска Асада с нашей поддержкой могут освободить Алеппо от террористов. Началась мощная информационная атака на Россию. Вбрасывают заведомую дезу будто русские уничтожают мирное население. Ее подхватывают ведущие западные средства массовой информации. Подхватывают, не глядя. Ничего не проверяя. Публикуют абсолютную чушь. Затем игру переводят на политический уровень, включая Организацию Объединенных Наций. Ввести бесполетную зону. Остановить наступление правительственных войск на боевиков.

Битва за Алеппо – ключевая битва в сирийской войне с ИГИЛ и другими террористическими группировками, запрещенными в России. Если войска Асада возьмут Алеппо, будет восстановлен контроль практически над всей территорией страны, где есть активная жизнь. Освоенная территория, города, предприятия, где живет большинство населения. А дальше – пустыня. Туда и выдавливают боевиков.

США играют против Асада. Им мир в Сирии не нужен. Без России Асаду будет трудно сдержать террористов. Поэтому и раздувают истерику вокруг действий России. Истерику, не имеющую никаких реальных оснований.

Они ждали этой ночи несколько дней. Словно заговорщики, боялись выдать себя неосторожным словом, обменивались только им известными условными знаками, тайком договаривались о месте встречи. И, наконец, решились бежать.

«Пока мы шли по садам, нас обстреливали из минометов. По нам стреляли снайперы, убили четырех или пять человек. Те, кто хотят выйти, попадают под огонь снайперов»; «моего сына убили, он хотел выйти, он хотел выйти со мной; он позвонил в 10, и когда он пошел, его убили; они разорвали мое сердце», рассказывают беженцы.

Пересечь линию соприкосновения – значит вырваться из лап смерти. Путь на запад, к правительственным войскам, с востока Алеппо, где орудуют боевики. В этой семье семь детей; перейти линию фронта им удалось под прикрытием сирийского спецназа. Все позади, только сил, чтобы радоваться, уже не осталось. Они с ужасом вспоминают, что им пришлось пережить.

«Как только стало известно о прекращении огня, много людей собрались у гуманитарных коридоров. Боевики разгоняли толпу, а когда люди стали сопротивляться, они начали стрелять из крупнокалиберных пулеметов», - говорит беженка Самира Хаджара.

Беженцы рассказывают, что боевики недавно казнили 14 руководителей местных администраций в восточном Алеппо только за то, что они в частных беседах советовали людям уходить. Накануне за похожие слова террористы расстреляли имама одной из мечетей.

«Сейчас боевики в восточных кварталах вывесили наши фотографии с надписью предатели. А кого мы предали? И там, и здесь моя родина! Я говорил им: вы же четыре года нам втолковывали, что выступаете за свободу, против правительства. И где же свобода, если вы запрещаете нам выходить отсюда? Поверьте, если бы боевики не стреляли в тех, кто хочет уйти, там бы никого не осталось, все бы покинули восточные кварталы», - говорит беженец Халид Кадура.

Светские школы в восточном Алеппо закрыты. Дети изучают лишь Коран в мечетях. Еды и воды не хватает, цены запредельные.

«Чтобы купить лепешек, надо выстоять огромную очередь; те, что постарше, отталкивают детей. Нас били, выгоняли из очереди, и боевики часто отбирали лепешки, которые мы несли домой. Если сопротивляться, получишь прикладом, и при этом они еще будут смеяться», - вспоминает мальчик из семьи беженцев.

В течение трех дней, с четверга по субботу, часть города, которую контролируют террористы, можно было покинуть через восемь гуманитарных коридоров. Шесть предназначались исключительно для выхода мирных граждан. Еще двумя - в районе Бустан аль-Каср, оттуда идет дорога в провинцию Идлиб, и на трассе «Кастелло», которая ведет к сирийско-турецкой границе, - было разрешено воспользоваться боевикам.

Все время, пока действовала гуманитарная пауза на дороге «Кастелло» дежурили врачи, они были готовы оказать первую помощь раненным и больным жителям восточных кварталов. Здесь точка, откуда российские военные из Центра по примирению враждующих сторон на прямой связи с Москвой транслировали картинку на сайт Минобороны, а вот продуктовые наборы для беженцев: вода, лепешки и рис.

Автомобиль без опознавательных знаков. Главное, не привлекать к себе внимание. Район Шейх Максуд. Вокруг развалины – последствия недавних боев. Безлюдная дорога, она же линия фронта, по одну сторону – правительственные войска, по другую – террористы. Команда от военных: в случае обстрела рывком открываем двери и кубарем вниз, в кювет, дальше по ситуации. Эта трасса ведет к позициям курдских ополченцев, они посредники на переговорах между российскими офицерами из Центра по примирению враждующих сторон в Сирии и боевиками.

«Мы ближе всех в этом районе к террористам, до них отсюда метров 300, мы ведем с ними переговоры и помогаем Российскому центру по примирению, но диалог идет пока тяжело», - говорит ополченец, представитель курдских войск Рафир Баз.

На автомобильной развязке на перекрестке Джандуль и должны собраться вооруженные формирования, которые решат покинуть восточные кварталы Алеппо по дороге «Кастелло». Курды, получив условный знак от боевиков, сообщат об этом нашим военным и колонна из автобусов и машин скорой помощи, которая ждет в трех километрах отсюда, выйдет навстречу. Как курды поддерживают связь с боевиками - журналистам не говорят. Любые утечки могут помешать переговорам. С той стороны одно условие поступает за другим: вначале боевики потребовали снять с автобусов сирийские флаги, затем убрать из колонны полицейское сопровождение, потом заявили, что пустят к себе только машины скорой помощи. Но в результате в условленное место так никто и не вышел.

Те, кто все же смогли преодолеть линию соприкосновения, рассказывают, что радикалы из запрещенной «Джабхат ан-Нусры» не дают другим группировкам покинуть город. Семь человек пробивались с боем. Вышли с поднятыми руками, бросив оружие. У всех ранения средней тяжести.

Вопрос: Вы из какой группировки?
Ответ: «Ахрар аш-Шам».
Вопрос: Что вы хотите, в больницу или в Идлиб?
Ответ: Нет нам не надо в больницу, сразу в Идлиб.
Вопрос: Как вам там живется, в восточном Алеппо?
Ответ: Еды мало, проблемы с водой. Хочешь кушать - воюй вместе с «Нусрой». Хорошо живет только верхушка «Нусры». Все остальные бедствуют.

Российской стороной было сделано все, чтобы обеспечить безопасный проход через гуманитарные коридоры - авиация не приближалась к Алеппо, сирийская армия полностью прекратила боевые действия. Министр обороны Сергей Шойгу выступил со специальным заявлением на эту тему: «Обращаемся к руководству стран, имеющих влияние на вооруженные формирования в восточной части Алеппо, с предложением убедить их лидеров прекратить боевые действия и покинуть город. Для этого одновременно к началу гуманитарной паузы сирийские войска будут отведены на дистанции, позволяющие боевикам беспрепятственно покинуть восточный Алеппо с оружием по двум специально созданным коридорам».

За происходящим можно было наблюдать из любой точки мира в режиме реального времени на сайте Минобороны России. По просьбе международных организаций продолжительность гуманитарных пауз была увеличена на три часа, до 19 часов, фактически до наступления темноты. Но террористы лишь усилили обстрелы.

Гуманитарный коридор в районе Бустан аль-Каср проходит вдоль железной дороги. Территория простреливается боевиками, поэтому автобусы, предназначенные для эвакуации людей, стоят в двух кварталах отсюда, а сирийские военные и российские офицеры из Центра по примирению враждующих сторон в Сирии постоянно находятся в укрытии.

В первый же день гуманитарной паузы боевики выпустили по пункту пропуска в районе Аль-Машарка 11 самодельных бомб, изготовленных из газовых баллонов. Под огонь попали журналисты и офицеры из Центра по примирению сторон. Трое российских военных получили легкие ранения.

Из-за проблем с безопасностью гуманитарную акцию отменила миссия ООН. Ее сотрудники, видимо, не дождались 48 часов тишины – это было условием для начала операции. По сообщениям источника агентства ТАСС в Женеве, представители Красного Креста с начала работы гуманитарных коридоров пытались по своим каналам договориться с радикалами из запрещенных в России группировок «Джабхат ан-Нусра» и «Ахрар аш-Шам». Не получилось.

«Международный комитет Красного Креста на протяжении нескольких дней безуспешно пытается уговорить представителей ключевых вооруженных группировок предоставить доступ в Восточный Алеппо для вывоза пострадавших. Они исчисляются сотнями. Боевики выдвинули жесткое условие для такого доступа: требуют завезти в Восточный Алеппо медикаменты и оказать медпомощь боевикам», - говорится в заявлении Красного Креста.

В ответ на столь откровенный шантаж Россия пытается решить ситуацию на уровне международной дипломатии.

«Россия работает с Организацией Объединенных Наций по доставке гуманитарной помощи и выводу гражданского населения, включая детей и нуждающихся в медицинской помощи, из осажденных районов Алеппо. Этому всячески препятствуют боевики различных террористических формирований, продолжая удерживать гражданское население в заложниках в качестве живого щита. Мы призываем все страны, которые имеют влияние на вооруженную оппозицию и террористов, сделать все, чтобы реализовать взятые на себя обязательства и усмирить боевиков», - сообщила директор Департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова.

Российская сторона не раз заявляла, что готова предоставить коридоры для оказания помощи населению в восточных кварталах Алеппо различным международным организациям. Но на Западе в гуманитарной катастрофе в городе винят почему-то не террористов, а нашу страну.

На своей странице в Фейсбуке официальный представитель МИД Мария Захарова называет это подлостью, потому что так это и называется: «Самое страшное, что те самые страны, которые бились в истерике относительно гуманитарной ситуации в Алеппо, знают (не предполагают, а именно знают), что доставка гуманитарной помощи для гражданского населения города заблокирована боевиками, которым они в свою очередь регулярно эту помощь оказывали. Знают, молчат и ничего не предпринимают. Кормить и лечить «Нусру» и наблюдать, как «нусровцы» срывают поставки продовольствия и медикаментов гражданскому населению, при этом в Совете ООН по правам человека обвиняя Россию в гуманитарной катастрофе Алеппо, — цинично и подло».

Боевики не щадят никого. Прицельно бьют по школам, больницам, мечетям, рынкам. Махмуд появился на свет без рук и в результате атаки боевиков потерял и ноги. Сейчас шестилетний мальчик учиться жить заново. Стиснуть зубы и не реветь. Даже когда кружочки на бумаге получаются не совсем круглыми. Взять без посторонней помощи стакан воды. Не расплескав ни капли.

«Моя мама говорит, что я мужчина, а мужчины не сдаются. Я не хуже других, просто мне труднее делать обычные вещи. Я буду стараться, и у меня все получится», - говорит малыш.

Только за последние полтора месяца в результате обстрелов со стороны террористов в западном Алеппо погибли 130 детей. С начала войны три тысячи ребят стали инвалидами. Махмуд - один из тех, кто стал олицетворением этой беспощадной и жестокой войны, одним из символов Алеппо – раненного и искалеченного города, который из последних сил продолжает жить и бороться.

Читайте также: