Громкая премьера в Большом театре — опера Бенджамина Бриттена «Билли Бадд»
Зрителю предлагают погрузиться в психологический триллер, на сцене возникнет корабль с десятками солистов не только нашей труппы, но и Английской национальной оперы.
Самая мужская премьера сезона. На сцене — ни одной женщины. В мрачном и беспросветном действе обнажатся темные стороны души. Весь экипаж этого корабля окажется посреди бушующего моря страстей.
Это история молодого матроса. Его несправедливо обвиняют в подготовке мятежа и казнят по законам военного времени. Все основано на реальных событиях англо-французского противостояния в Средиземном море. «Билли Бадд» Бенджамина Бриттена называют одной из лучших британских опер. И для ее постановки Большой пригласил команду Английской национальной оперы.
Все действие происходит на военном корабле «Неустрашимый». Художник Пол Стейнберг создавал его, основываясь на чертежах XVIII века. Для московской премьеры масштабные декорации привезли из Лондона.
А вот в костюмах и реквизите — минимализм. Режиссер Дэвид Олден на первый план выводит не морские баталии, а вечный конфликт личности и общества.
«Я хотел избавиться от припудренных париков и старинных камзолов. Ведь эта история вне времени. Она не о каких-то вымышленных персонажах. Это о нас», - отмечает режиссер Дэвид Олден.
Главные персонажи — словно три стороны одного человека. Капитан — честный и законопослушный. Полицейский — дьявол во плоти. И образ всего самого чистого и светлого — матрос Билли Бадд. Даже то, как они поют, уже говорит об их характерах. Вслушайтесь, интонации полицейского речитативны и надрывисты. А Билли Бадд напротив мелодичный и звонкий.
Но предать одну особенность своего персонажа для тенора Юрия Самойлова стало неожиданным вызовом. Ведь это, пожалуй, единственный случай в мировой опере, когда герой поет, заикаясь от волнения.
«Это было достаточно сложно, потому что заикания прописаны в клавире композитором. Это не импровизация. Это все заложено в музыке. И чтобы это выучить, понадобилось долгое количество времени», - признается Юрий Самойлов.
Большой театр уже выпускал оперу с этой международной командой. В прошлом году зрители увидели «Роделинду» Генделя. Но на этот раз задача усложнилась. «Билли Бадда» поют только на английском языке. Тяжелее всего пришлось русскому хору.
«Они проделали удивительную работу. Артисты поют практически без акцента. А ведь это одна из самых сложных опер для любого хора, даже английского. И, более того, это только мужской хор. Им не за чем спрятаться», - отмечает дирижер Уильям Лейси.
Историю Билли Бадда Москва увидит впервые. Эту оперу называют психологическим триллером, где нет места надеждам и мечтам. И стоит ли ждать, что туман рассеется? На этот вопрос не смог ответить даже автор, оставив произведение неоконченным.