Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
3 декабря 2016, 21:19

Израильский суд разрешил родителям погибшего офицера использовать его биологический материал для зачатия ребенка

Вопрос жизни решил суд в Израиле. Родителям погибшего офицера позволили использовать его биологический материал, чтобы на свет появился ребенок. Громкий процесс вызвал в обществе дискуссию. Право и мораль, юридические коллизии и научная этика — мнения людей разделились.

Десятки фотографий, капитанская фуражка и армейские награды — все, что осталось у Ирит от ее любимого сына Омри. 25-летний офицер морского флота погиб на службе в армии.

«С того момента наша жизнь как будто остановилась. Когда мне сообщили, что его не стало, я долго не могла прийти в себя. А потом поняла, что нам нужен стимул жить дальше, и этим стимулом может стать внук, сын нашего любимого Омри», — рассказывает Ирит Шахар.

Чтобы появление ребенка было возможным, из тела Омри в течение суток после смерти необходимо было извлечь сперму. Это израильский закон не запрещает. При этом ответственным за биологический материал погибшего становится государство. И чтобы получить право на использование спермы, семье пришлось обращаться в суд.

«Уникальность нашего случая в том, что мы не хотим, чтобы у ребенка была мать. Мы сами хотим быть родителями и растить его как нашего собственного сына или дочку, как уж получится. Донором яйцеклетки должна стать одна женщина, выносить плод – другая», — говорит Ашер Шахар.

Судебный процесс затянулся на три с половиной года. Современные технологии, конечно, позволяют зачать ребенка в пробирке. Но поскольку речь о зачатии после смерти биологического отца и при фактическом отсутствии биологической матери, суд потребовал от семьи неопровержимых доказательств того, что такой ребенок имеет право появиться на свет.

Юристы, представляющие другую сторону, возражали.

Из материалов дела: «Позиция государства заключается в том, что воля заявителей направлена не на благо ребенка. В силу возраста потенциальных родителей он может рано остаться сиротой и будет уязвим по отношению к детям из нормальных семей. Также есть опасения, что ребенок станет "живым памятником" своему умершему отцу. И если не оправдает ожиданий родителей — станет вызывать у них негативные чувства».

«В юридической практике Израиля это первый подобный случай. Ни в одном законе не прописано, в каких случаях родственники имеют или не имеют права на использование биологического материала погибшего, если он сам никак не обозначил свою волю», — сказал юрист Авидан Гловинский.

Во многих странах Европы подобная процедура запрещена законом. В еврейском обществе, живущем по законам Торы, считается, что жизнь семьи не будет полноценной, если она не сможет иметь столько детей, сколько хочет.

«У погибшего офицера была подруга, они планировали заводить детей, часто об этом говорили в семье. Он по долгу службы много времени проводил не дома. И когда обсуждали, кто будет помогать сидеть с детьми, решили, что его мать прекрасно с этим справится», — говорит руководитель департамента по вопросам этики университета в Тель-Авиве Аса Кошер.

Девушка Омри отказалась быть донором яйцеклетки, но при этом не возражала против самой идеи о том, чтобы у Ирит и Ашера появился внук. Такое же мнение высказали большинство экспертов и свидетелей. Суд в итоге вынес решение в пользу родителей погибшего.

Судебный процесс был закрытым для прессы. Снимать и даже просто присутствовать в зале судебных заседаний журналистам запретили. Юристы, которые представляли интересы государства, до сих пор не дают никаких комментариев. Они лишь заявили, что подали апелляцию.

Случаи зачатия и рождения детей после гибели одного из родителей в Израиле уже были. Больные раком, например, иногда замораживают свои половые клетки перед химиотерапией. Кто, как и когда имеет право ими распоряжаться, указывают в специальном документе. Среди военнослужащих так поступать не принято, говорит юрист Ирит Розенблум. Но именно их родные обращаются к ней чаще всего.

«Около года назад я предложила создать специальный банк спермы для солдат. В нашей стране они находятся в зоне особого риска. Но армия и министр обороны не поддержали эту идею. Считают, что здесь слишком тонкие этические вопросы», — говорит юрист Ирит Розенблум.

Израильские эксперты сейчас работают над рекомендациями, которые лягут в основу закона о посмертном донорстве половых клеток. После решения в пользу семьи Шахар в судах, очевидно, появятся и другие подобные иски.

Читайте также: