По решению суда Амстердама золото скифов должно вернуться на Украину
Окружной суд Амстердама вынес решение по делу о скифском золоте. Коллекция, вывезенная из крымских музеев, находилась в Нидерландах последние два года. Выставку устраивали еще до воссоединения Республики с Россией. Как только произошли изменения, власти Голландии решили не спешить с возвратом ценностей, поскольку, по их словам, было не совсем понятно, кому возвращать – уже российскому Крыму или Украине.
И вот решение: коллекция должна вернуться на Украину, но только потому что лицензию на вывоз артефактов давал Минкульт именно Украины. А вот кому принадлежат все эти бесценные находки – еще предстоит установить. У Москвы и Киева есть три месяца на то, чтобы заявить о своих правах.
Решение окружного суда Амстердама создало опаснейший прецедент в музейном деле. Судьи не стали выяснять, кому принадлежат экспонаты – крымским музеям или Украине. При этом они посчитали, что фрагменты материальной истории Крыма являются частью культурного наследия Украины и должны быть возвращены в Киев. Срок декларации на вывоз коллекций давно истек. Но судьи уверены: этот документ должна оформлять украинская сторона.
«Окружной суд Амстердама постановил, что позиция крымских музеев, что экспонаты являются частью культурного наследия Крыма, не является юридически правильной. Во время организации и прибытия выставки Крым был частью Украины», - заявила судья.
О том, что амстердамский суд, по сути, занялся переписыванием музейного права, напомнили и в Министерстве культуры России:
«Министерство культуры Российской Федерации считает, что данное решение является крайне негативным прецедентом, которое принято вопреки нормам международного права о защите культурных ценностей. Оно противоречит не только положениям контрактов, но и грубо нарушает принципы международного межмузейного обмена. Музейные предметы должны вернуться в Крым, где были обнаружены и где десятилетиями хранились».
У крымчан ровно три месяца, чтобы обжаловать решение в Верховном суде Нидерландов. В Центральном музее Тавриды, конечно, ожидали иного решения. Ведь, по контракту, предметы хранения должны быть возвращены туда, откуда взяты. Договор о выставке заключался между музеями, а не между государствами.
«Естественно, мы рассчитывали на справедливое решение суда, но подразумевали, что это решение может быть и таким. Ну, естественно, мы воспринимаем это решение как политически мотивированное и несправедливое по отношению к крымским музеям. Наша позиция неоднократно была озвучена. Сейчас мы готовим апелляцию и будем в соответствии с голландским законодательством и законодательством РФ подавать в апелляционную инстанцию», - сообщил директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.
Нидерланды хотят, чтобы принципиальный вопрос о собственности экспонатов решали между собой Министерство культуры Украины и крымские музеи. Директор амстердамского музея Алларда Пирсона, там проходила выставка, обескуражен решением суда.
«Судья перевел спор в плоскость международного права. Он даже не стал рассматривать вопрос о собственности, решив, что этот вопрос относится к компетенции украинского права. И они сфокусировались больше на том, что у коллекций истекли декларации на вывоз из страны», - сказал директор Музея Алларада Пирсона Вим Хупперец.
Крымские музейщики жалуются: перемещение коллекций в Амстердаме и вскрытие витрин происходило без их участия, что является грубейшим нарушением межмузейного права и договора.
«Надо понимать, что если крымские музеи подадут апелляцию, то дело в течение года может перейти уже в суд вышей инстанции», - говорит судья-консультант Илия Бильдербек.
Выставка «Крым: золото и секреты Черного моря» открылась в Музее Алларда Пирсона в феврале 2014 года ровно за месяц до воссоединения Крыма с Россией. Когда выставка закрылась, экспонаты Музея исторических ценностей Украины, в том числе золотые украшения из сарматских курганов, вернулись в Киев. Но предметы из коллекций четырех крымских музеев - Бахчисарайского заповедника, Центрального музея Тавриды, заповедника Херсонеса Таврического и Керченского заповедника - застряли в Амстердаме. А это около 500 единиц хранения. Это не только ювелирные изделия, но и редчайшие предметы из керамики, бронзы и мрамора периода античности.
«К этому времени относится навершие, которое стало символом нашего музея, бронзовое, с изображением грифона, терзающего лань, везде уже теперь на наших документах, на наших афишах, на буклетах мы этот символ публикуем, и его место было на этой полке в этой витрине», - говорит главный хранитель Центрального музея Тавриды Людмила Храпунова.
В музейном сообществе уверены: сегодняшнее решение может свести на нет музейные обмены между Россией и Нидерландами. Кто же отправит выставку в страну, которая не может гарантировать ее возврат?
Из-за скандала с коллекцией выставка стала настолько популярной, что возле скромного Музея Алларда Пирсона, а фактически это хранилище Отделения археологии Университета Амстердама, стали собираться гигантские очереди. При этом администрация музея уверяет, что она осталась в убытке, и теперь будет требовать компенсацию от украинской стороны за хранение экспонатов и за их страховку.
Сегодня музей открыт для посетителей, но журналистов туда не пускают. Залы, где хранятся крымские коллекции, на замке.