В Москве школьники на один день стали экскурсоводами в ГМИИ им.Пушкина
Увлеченные экскурсоводы, строгие смотрители, администраторы уступили свои рабочие места школьникам. Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина отдали на откуп детям. Всего на один день, в рамках акции «Я покажу тебе музей» - ее проводят уже в четвертый раз. Ребята оказались в роли взрослых, чтобы с гостями поделиться своим видением шедевров и устроить незабываемое путешествие в страну искусства.
Никите всего 10 лет, но его рассказами уже второй год заслушиваются посетители Пушкинского музея. Первая экскурсия была о загадочных египетских древностях, пирамидах и фараонах. Теперь — французский живописец Клод Лоррен и его «Похищение Европы». Художник схитрил, убежден Никита, добавил к лазурному заливу, окаймленному холмами - пейзажу - мифологический сюжет и тем самым сделал свою работу полотном не низкого, а высокого жанра в классицизме.
«С этой картины у меня и начался музей. Эта картина висела в том зале, я увидел эту картину и долго ее рассматривал», - рассказывает мальчик.
Пытливые детские взгляды четвертый год подряд выхватывают в знакомых шедеврах мирового искусства новые грани и неожиданные ракурсы. Никита Травильщиков уверен - в живописи всегда много скрытого смысла. Нужно лишь знать, где искать. Вот вроде бы картина, а на деле - чуть ли не историческая энциклопедия.
«На первый взгляд, это обычный пейзаж. Однако если вы посмотрите, если вы знаете подоплеку, здесь мы видим в этих тучах — явно они навеяны тяжелым состоянием Голландии из-за высоких налогов испанцев, из-за притеснения протестантов в Голландии», - рассказывает он.
Юные искусствоведы готовились к этому дню несколько месяцев - изучали экспонаты, задавали сотни вопросов. Все для того, что бы придумать без малого три десятка авторских экскурсий. Теперь они могут рассказать, чем отличался французский император от древнеримского, как в разные времена изображали детей, и что считалось «злом» в Древнем мире и в Эпоху Возрождения.
«Мне кажется, экспозиции оживают и становятся более доступными, когда дети стремятся свое видение передать. Это, наверное, становится и взрослым более интересно», - говорит участница акции Ольга.
Не просто интересно — захватывает. Изучать античную скульптуру, истории великих правителей, мифы Древней Греции и Рима — играя! Написанные школьниками квесты все же поставили в тупик многих музейных хранителей. И на просьбу подсказать, о какой зашифрованной картине или скульптуре идет речь, они порой искренне советовали: спросите детей. Они лучше знают.
Например, задание: на рельефах в зале изображена битва между великанами и людьми. Теперь в великанов никто не верит, но их именем до сих пор называют один очень прочный металл и один не очень прочный корабль. Не сразу и поймешь, что речь о титане и «Титанике».
«Есть детали произведения искусства, на которые я не обращала внимания за 11 лет работы ни разу. Я никогда в жизни не замечала улитку на рельефе XV века, сюжетом которого является Рождество. Я никогда не думал, что улиток в музее можно найти такое количество, которое ребята нашли», - говорит ведущий методист Центра эстетического воспитания «Мусейон» Наталья Гомберг.
Попробовать взглянуть на искусство свежим взглядом без стереотипов в этом году пришло еще больше людей. И многие сходились во мнении - подобных «дней самоуправления», когда в музее хозяйничают школьники, должно быть больше. И юные искусствоведы уверяют, что им еще есть о чем рассказать.