8 января 2017, 21:25

Полтора столетия назад из-за ошибки переводчика на Земле началась «марсианская лихорадка»

Есть ли жизнь на Марсе? 140 лет назад ученые, пожалуй, впервые всерьез взялись за изучение Красной планеты, предположив, что в прошлом там существовала цивилизация. Повышенному вниманию Марс обязан обычной ошибке переводчика, однако именно она вызвала в мире так называемую «марсианскую лихорадку», которая не проходит и по сей день.

Что здесь изображено? Над этим вопросом бились ученые всего мира. 45 лет назад снимок сделал советский аппарат «Марс-3». Впервые в истории он совершил удачную посадку на Красную планету. Но проработал на поверхности всего 14,5 секунд. Долины, горы и кратеры сегодня привычная для нас картина. Марс — самая изученная планета после Земли. Но когда именно начался марсианский бум?

Один из тех, кто заварил марсианскую кашу - итальянский астроном Джованни Скиапарелли. Почти 160 лет назад он проходил стажировку в Петербурге, в Пулковской обсерватории, а в 1877 году сделал открытие, перевернувшее мир.

«Он обнаруживает то, что он назвал каналами Марса. Он зарисовал целую геометрическую сеть этих проливов-каналов. «Канали» в итальянском языке означает всего-навсего «проливы», - поясняет старший научный сотрудник Пулковской обсерватории Сергей Смирнов.

Но при публикации на английском переводчики ошиблись и использовали слово «canals», обозначающее только «каналы искусственного происхождения». Из-за неточности начинают поговаривать о марсианской цивилизации.

«Война Миров» Герберта Уэллса. В конце XIX века роман впервые поднимает тему инопланетного вторжения и вдохновляет фантастов на сотню лет вперед. А сам Уэллс просто слишком много читал газет. Тогда тема витала в воздухе, существование марсиан уже воспринимали как факт.

В 1911 году «Нью-Йорк Таймс» пишет: «Марсиане построили два огромных канала за два года». Общественность шокирована. Но не тем, что газета заявляет о существовании марсиан. А тем, что инопланетяне, оказывается, опережают нас в техническом прогрессе. На Земле один только Панамский канал в те времена строили кое-как десятки лет, а эти, посмотри на них, всю планету перелопатили! Позже появилась идея: а что, если каналы — это и есть марсиане. Гигантские разумные растения!

Какими мы только ни представляли жителей Красной планеты. Алексей Толстой в 20-х годах пишет «Аэлиту». Его герои участвуют в настоящей революции на Марсе. А в фильме «Мечте на встречу» пришельцы никого не захватывают. Советские космонавты отправляются на Марс, чтобы спасти экипаж инопланетного корабля. То, что никаких яблонь на Марсе не цветет, стало окончательно понятно в 70-х. До планеты добрались орбитальные станции, Земля получила фотографии безжизненных пустынь, а знаменитые каналы оказались оптической иллюзией, потому и изменялись постоянно. Но в XXI веке Марс вновь будоражит умы.

«Раньше считали, что Марс — это сухое небесное тело, и раньше думали, что воды полностью нет, она испарилась. А вот то, что мы обнаружили с «Марса-Одиссея» в 2002 году, оказывается, много этой воды находится под поверхностью, как у нас в Якутии, в виде такой вечной мерзлоты. Так же, как мы в нашей вечной мерзлоте находим иногда мамонтов, в марсианской вечной мерзлоте, возможно, есть какие-то примитивные организмы», - полагает заведующий лабораторией космической гамма-спектроскопии Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов.

В лаборатории Игоря Митрофанова делают устройства для поиска воды на Марсе. Аппарат «ФРЕНД» находится сейчас на орбите красной планеты, а «ДАН» - прямо на марсоходе «Кьюриосити».

О пилотируемых полетах на Марс не забывают ни в НАСА, ни в Роскосмосе, ни в частных космических агентствах. Анастасия Степанова — одна из сотни отобранных претендентов для реального полета по программе «Mars One» и участник программы «Марс 160». Три месяца она жила вдали от цивилизации, в пустыне штата «Юта», проходя симуляцию «Марсианской миссии». Каждый день — жесткая экономия воды и настоящие научные исследования.

«Настолько иллюзия была сильной, что только то, что ты видишь растения на Земле, возвращало тебя обратно. То есть ты понимал, что ты действительно на Земле, а не на Марсе. Поскольку ты все равно в скафандре, тебе тяжело дышать, особенно, когда взбираешься на холмы, он весит около 13 килограммов», - делится Анастасия.

«Марсианский бум» продолжается, миссии расписаны на десятилетия вперед. Мы все еще не раскрыли тайну Красной планеты. Кто знает, как бы вообще развивалась космонавтика, если бы не ошибка с марсианскими каналами 140 лет назад. Ведь, например, сам Сергей Королев увлекся космосом, потому что больше всего на свете мечтал о полете на Марс!