В Нидерландах у журналистов после возвращения из Донбасса изъяли материалы о катастрофе «Боинга»
Голландские журналисты, которые провели несколько дней в Донбассе, утверждают: часть фрагментов малайзийского «Боинга», который потерпел катастрофу на востоке Украины два с половиной года назад, до сих пор разбросаны на месте крушения. Корреспонденты собрали несколько небольших обломков и записали показания местных жителей. Но прямо в аэропорту Амстердама все материалы были изъяты голландской полицией.
Часть обломков малайзийского «Боинга» все еще лежит на месте катастрофы в Донецкой области. Двое голландских журналистов Мишель Спеккерс и Стефан Бэк были там накануне и утверждают, что снега сейчас немного и они смогли найти части обшивки, детали салона, какие-то приборы и другие обломки. Все это, а также фото и видео материалы, у них изъяла голландская полиция прямо в аэропорту, когда они возвращались из командировки. Фотография части багажной полки с номером 14 - это одно из немногих доказательств, оставшееся у журналистов
«Ноутбуки, SD-карты, телефоны и камеры. Весь наш материал они взяли от нас. Я не знаю, как это на русском - кожа самолета, другие части, я не узнал, и тоже была одна часть оборудования, компьютерное оборудование в самолете», - рассказал журналист Стефан Бэк.
Журналисты не считают себя экспертами в области авиационной безопасности, но, по их мнению, любые части самолета могут представлять интерес для следствия. И им кажется очень странным, что никто из комиссии по расследованию катастрофы, которая работает в Голландии, до сих пор не приехал в Донецкую область и не собрал все оставшиеся там вещественные доказательства. Одно из официальных объяснений — безопасность. Якобы работа на месте катастрофы представляет угрозу для жизни следователей.
«Территория, где пропал «Боинг», была слишком опасна. Конечно, здесь много неприятностей в Донбассе, но все равно Донецк, например, в основном это спокойный город», - продолжает рассказ Стефан Бэк.
Напомним, совместная следственная группа опубликовала выводы, что самолет был сбит ракетой «Бук» с территории подконтрольной ДНР. Известно, что значительная часть доказательств опирается на публикации в соцсетях. При этом следователи никак не упомянули в своем отчете материалы российской стороны, например, предоставленные разработчиком ракетного комплекса «Бук» компанией «Алмаз-Антей». Среди них натурный эксперимент по подрыву настоящей боевой части ракеты «Бук» возле кабины самолета, который показал, что траектория разлета осколков противоречит выводам голландского следствия и что ракета была выпущена с территории, подконтрольной украинским Вооруженным силам.
А вот теперь, благодаря скандалу в аэропорту, голландская общественность узнала, что даже место катастрофы было не исследовано. И что значительная часть обломков все еще лежит в поле.
«Что мне кажется очень странным, что прокурор в Голландии сказал, что туда трудно ездить, но мы видели, что это совсем по-другому», - отмечает Стефан Бэк.
Большая часть материалов, которые под расписку изъяла голландская полиция, это интервью с местными жителями. Говорили не только о катастрофе, но и о ситуации на Украине и в ДНР. Многие согласились сниматься на камеру при условии, что их лица и голоса будут изменены. А теперь журналисты опасаются, что все эти материалы могут оказаться в Службе Безопасности Украины. Ведь представитель этой страны входит в международную комиссию по расследования катастрофы рейса МН-17 и имеет право доступа ко всем материалам.
Как рассказал Стефан Бэк, было много интервью с людьми, которые говорили про Донбасс, про Украину, про Россию. «СБУ может видеть этих людей, и у них могут быть проблемы и у их семей», - пояснил журналист.
Голландские журналисты не нарушали никаких законов, о своей поездке они заранее уведомили Министерство иностранных дел. А материалы у них изъяли без объяснений. Поэтому в дело вмешался Союз журналистов Нидерландов. И, как сообщил Мишель Спеккерс, голландский суд закрыл полиции доступ к данным, которые собрали журналисты, до особого распоряжения. Но все-таки несколько часов полиция могла делать с этими материалами все, что угодно.