Египетские мумии из коллекции Пушкинского музея с помощью современной техники изучают в Курчатовском институте
Интересное исследование затеяли в Курчатовском институте, том самом институте, который создал Игорь Васильевич Курчатов, отец советской атомной бомбы. Изучить египетские мумии с помощью самой современной техники. Мумии взяли в музее. Это совместный проект Курчатовского института и Пушкинского музея.
Ученые надеются получить новую информацию о далеком прошлом. Чем болели люди в Древнем Египте, чем лечились, как питались. Лучше понять, как они жили тысячи лет назад. Будем надеяться, что после этих высокотехнологичных упражнений мумии не оживут.
К современным технологиям мир привыкает довольно быстро. Никого уже не удивляет, что компьютерный томограф может сказать о пациенте буквально все.
Таких больных здесь еще не видели. Мумии из коллекции Пушкинского музея, хранившие свои тайны столетиями, кажется, готовы ими поделиться. Миллиметр за миллиметром саркофаг заезжает в томограф - и вот ученые Курчатовского национального центра видят на экране первое изображение, потом еще несколько этапов обработки - и результат поражает даже физиков, у которых и так с воображением куда лучше, чем у большинства людей, имеющих лишь отдаленное представление о том, как устроен мир.
«Перед вами кокон этой мумии. И вы с помощью рентгеновской томографии можете видеть детали. Видите - вот перед вами возникает вся картина. Ну а теперь отсюда вы можете делать комплекс исследований антропологических, медицинских, судебно-криминалистических, генетических, химических, физико-химических и так далее. То есть перед вами открывается новая планета», - рассказывает президент НИЦ "Курчатовский институт", член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук.
Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук не преувеличивает - о жизни древних египтян написаны сотни книг, а в них тысячи версий развития цивилизации, о которых археологи спорят десятилетиями, основываясь на редких находках и обрывках описаний тысячелетней давности, и вот появляется что-то, что можно в буквальном смысле потрогать - и даже больше. Напечатанная на 3D-принтере модель черепа египетской мумии может, оказывается, рассказать невероятно много.
«Вы можете сделать слепок принципиально новым технологическим подходом - раз. Вторая вещь, следующий шаг - это культура, она у нас на очень высоком уровне - в институте этнологии, в частности, был такой Герасимов, потом академик Алексеев, вы можете теперь восстановить облик, лицо по черепу, это есть основа, для того уже мы делаем следующий шаг, чтобы восстановить реальный облик лица», - поясняет президент НИЦ "Курчатовский институт", член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук.
И это уже не просто череп. В Пушкинском музее признаются: решиться на такой проект было непросто - бесценные экспонаты редко покидают музейные стены, а тут масштабное исследование - как не волноваться? Но уже первые результаты перевернули представление о том, что столько лет было перед глазами.
Впереди еще палеогенетические исследования, они расскажут еще больше. Для директора Пушкинского музея Марины Лошак сотрудничество с Курчатовским институтом стало настоящим откровением - кто бы мог подумать, чего можно добиться, закончив вечный спор физиков и лириков.
«Далеко не в каждой стране есть те возможности, которые могут предоставить нам Курчатовский институт со всем объемом самых разных знаний. Тут дело не только в установках и приборах современных, не только в КАТЭ и МРТ. А дело в том, кто те ученые, которые с ними занимаются этим исследованием, благодаря которому мы можем составить себе представление о том человеке, которого мы сейчас собственно называем словом мумия, о его особенностях строения, о его болезнях», - директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Марина Лошак.
Болезни древних - еще одно открытие. Хоть нас и разделяют тысячелетия, но, если разобраться, не так уж далеко современный человек ушел от египетских фараонов.
«Открывается совершенно новый мир, который поможет нам с вами лучше разбираться в природе болезней, в том, что происходит с нами. Вот знаете, мы часто говорим о том, что, скажем, остеохондроз или пародонтоз - это болезнь современной цивилизации. Но, видите, вот эти люди, которых мы сейчас видим в виде мумий, у них подчас существуют ярко выраженные того, что называется остеохондрозом или пародонтозом и так далее. То есть на самом деле тут много интересных вещей», - отмечает Михаил Ковальчук.
До того много, что хватит на десятки научных трудов, а ведь проект пока примерно на середине пути. Но уже сейчас очевидно: посетители Пушкинского музея скоро увидят совсем другой египетский зал, а привычное слово «мумия» получит, возможно, новый смысл.
«Главное откровение от человека с воображением - это визуализация и представление о том, что мы говорим о конкретном биологическом существе, у которого была своя жизнь, свой контекст жизни внутри этого исторического периода. У него были свои волнения, свои жизненные травмы, он жил, он перестал быть просто предметом искусства, или частью предмета искусства, или не просто музейным экспонатом. Мы приблизили к себе реальную жизнь реального человека», - отмечает Марина Лошак.
Это то, что получили лирики - физики, похоже, мыслят глобально. Для них работа с Пушкинским музеем - местом, где хранятся артефакты прошлого, оказалась в каком-то смысле дверью в будущее.
«Сегодня мы присутствуем с вами при изменении парадигмы развития науки. У нас сегодня происходит слияние гуманитарных и естественных научных знаний, которые 300 лет разделилось на две самостоятельные ветви. Казалось бы, Курчатовский институт, место, где создавалась ядерный щит страны, подводные лодки атомные, и этот прожектор также ярко, как он высвечивал в свое время вычерчивая контуры ядерного прорыва, точно также он смотрит в сторону культуры, искусства и живой жизни. Потому что это некая замороженная, но живая жизнь когда-то была», - говорит президент НИЦ "Курчатовский институт", член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук.
Ученым еще предстоит сделать сотни анализов и исследований. Итогом совместного проекта Пушкинского музея и Курчатовского института станет выставка, она должна открыться в 2019 году. Посетителям здесь уже обещают: будет чему удивиться.