На 79-м году ушел из жизни выдающийся артист Алексей Петренко
Этой ночью стало известно, что ушел из жизни актер театра и кино Алексей Петренко. Человек большого таланта. Ему были под силу любые роли - мрачные и трагические, лиричные и даже комедийные. Актера любили и зрители и режиссеры. К следующему сезону у Алексея Васильевича готовился творческий вечер. Алексею Петренко было 78 лет.
У Алексея Петренко был огромный актерский диапазон при том, что играл он чаще всего скупо: без гримас, без размашистых жестов. Его тихий, но особенный и запоминающийся голос всегда звучал веско и убедительно.
Эта роль о человеческом достоинстве в фильме про школу отмечена многими наградами. Времена и нравы давно изменились, но директор школы из фильма «Ключ без права передачи» до сих пор остается образцом настоящего педагога. В этой роли чаще всего он просто слушает, как в фильме «Грачи», где он, судья, обескураженный человеческой жестокостью и подлостью. Но Петренко умел и рассмешить, опять как будто бы ничего для этого не делая.
Многие запомнили уже заслуженного артиста Петренко по этой фразе. Страна боролась с алкоголизмом. Зал смеялся над выпивохой, которого не пускают домой. А потом смех стихал, потому что в этом жалком человеке многие узнавали своих родных, близких и знакомых.
Это тот же простой мужик-работяга, который в короткометражке «Давидов и Голиаф» все никак не может украсть с завода электрический мотор.
Но если надо было, то Петренко мог быть неукротимым и даже бешеным. Именно таким Григория Распутина мы и представляем до сих пор, каким его сыграл Алексей Петренко в фильме Элема Климова «Агония».
За что бы он ни брался, во всем была купеческая основательность. Как у Мокия Парменыча в «Жестоком романсе». Любая, самая маленькая роль, благодаря ему запоминалась надолго.
О сюжете фильма Михалкова «12» много спорили. А вот актерский ансамбль вопросов ни у кого не вызывал, и Петренко там как всегда убедителен.
Петренко здесь пятый присяжный из фильма «12», ветеран труда, скорый на расправу, как будто бы и правда человек с улицы. Они интервью мог дать прямо на вокзале у вагона поезда.
И отказывался много. Признавался, что иногда из ревности. Вот хотел сыграть главную роль Илью Обломова у Михалкова, а предложили эпизод, слугу Захара. Отказался, а потом жалел — роль-то хорошая. Да и вообще, как настоящий профессионал каждый раз волновался и опасался, что может и не справиться.
«Я очень печалился, когда меня утверждали на роль, боже мой, это ж надо учить, а вдруг это, как в школе ответственность, а когда не утверждали, я радовался, честно скажу, как в школе училка заболела - ура!» - рассказывал Алексей Петренко.
Не каждый известный актер вот так откровенно признается, что подвержен обычным человеческим страхам и сомнениям. Вот за эту достоверность переживаний его и любили снимать режиссеры. Поэтому и был востребован, и в театре, и в кино, и в свои 70, и в 75 и до последних дней.