В Евросоюзе раздор из-за продуктов. Второй сорт сплавляют странам победнее
Немцам масло - сливочное, а чехам и полякам - пальмовое. Скандал в Евросоюзе. Те же самые продукты - одна марка, один производитель - сильно отличаются в Западной Европе и в Восточной. Власти стран Восточной Европы обнаружили, что в их магазинах продукты похуже - мяса меньше, вместо животных жиров растительные, причем в тех же упаковках, под теми же брендами.
Казалось бы, здесь есть своя логика - в странах победнее и ингредиенты похуже. Но это же Единая Европа - одни стандарты, один народ. Выходит - не так. Народы разные. Поэтому поляки, венгры, словаки и чехи обижаются. Мы - не второго сорта граждане. Мы тоже хотим хорошую еду. Министр сельского хозяйства Чехии Мариан Юречка заявил, что жителям Восточной Европы надоело быть «европейской мусорной свалкой».
В книге чешского писателя Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» был персонаж – мельник Балоун. Он очень любил поесть. Дело происходило на Первой мировой войне, поэтому у Балоуна оставались только воспоминания о хорошей еде.
В немецкий город Фурт-им-Вальд чехи приезжают из разных городков и поселков, чтобы купить продукты. Если вы купите одинаковые продукты в Чехии и в Германии, поймете, что в Германии лучше, потому что в Чехию везут какую-то дрянь.
Министр сельского хозяйства Чехии выразилась еще более категорично. Ее страну превращают в европейскую свалку. Но речь не только о Чехии.
«Мы произвели закупку одинаковых продуктов тех же брендов в Словакии и Австрии. Всего 22 наименования», - отметил генеральный директор Государственного ветеринарного и продовольственного управления Словакии Йозеф Биреш.
Лабораторные тесты показали: состав отличается в каждом втором случае. Разного качества даже газировка в Словакии и Австрии. На один рынок идет вода с дешевой смесью глюкозы и фруктозы, на другой — с добавлением более дорогого настоящего сахара. Подобные же проблемы у себя обнаружили поляки, венгры.
Рыбные палочки, купленные в Чехии, содержит 58% рыбы, а немецкие той же фирмы — 65%. Один бренд. Магазины друг от друга отделяет каких-то десять километров. Или йогурт всемирно известной компании. Чешская версия содержит меньше молочного белка. В том маргарине, что продается в Германии, содержится 70% жира, в том, что в Чехии — всего 60%.
Как же так? Единая европейская семья, общий рынок, общие обязанности, даже неприятные и экономически вредные, вроде санкций, и, вроде, все жители ЕС равны, но некоторые, как оказалось, равны более других.
«Потребитель не ожидает, что в том же продукте он получит больше красителей, больше искусственных сахарозаменителей, больше консервантов и меньше мяса», - отмечает министр сельского хозяйства Словакии Габриэла Матечна.
Исследования о связи продуктовой дискриминации с частотой возникновения аллергических реакций в отдельных странах ЕС, насколько нам известно, не проводились. Разницу в составе транснациональные компании обычно объясняют разными вкусовыми предпочтениями жителей Западной и Восточной Европы. Или же разницей в сырье. Но вот как откровенно в британской палате лордов о продуктовом расизме говорит глава одной из крупнейших торговых сетей.
«На данный момент мы отправляем продукты второго сорта в восточноевропейские страны. Туда, где рынок не так развит и цены устанавливаются более жестко. Продукты первого сорта поставляем в Великобританию, второго — в Восточную Европу», - говорит директор продовольственной сети супермаркетов Мэтт Симистер.
Это признание было сделано еще в 2013 году. Цитаты из него до сих пор гуляют по соцсетям. В бывших странах соцлагеря вспомнили то, о чем давно пора бы забыть. Любош Новак - один из коммерсантов, что привозят в Чехию товары из Западной Европы. Он ездит в Германию два-три раза в неделю. В ассортименте его магазина почти все: от дезодорантов до хлеба.
«Мы продаем все больше и больше. Конкретных цифр я не назову, но я говорю о тысячах и тысячах крон. Речь, в том числе, идет о продажах через Интернет», - рассказывает Любош Новак.
Интернет-магазин Любошу приносит до 90% всей прибыли. Товары он рассылает по всей стране. Не первый год разговоры о двойных продуктовых стандартах ведутся и на высшем уровне. Но Брюссель не делает ничего. Утверждает, юридически-то все чисто. Состав указан на упаковке.
«Мы хотим надавить на Европейскую комиссию, чтобы та решила проблему импорта продуктов разного качества. Если Еврокомиссия не уступит, а речь идет о том, являемся ли мы гражданами той же категории, то правительство доведет дело до суда», - говорит премьер-министр Словакии Роберт Фицо.
Граждане разных категорий. Градус недовольства настолько высок, что в четверг в Варшаве собираются главы правительств Вышеградской четверки, в нее входят Чехия, Словакия, Польша и Венгрия.
«С точки зрения концернов по производству продуктов питания жители Центральной Европы - жители второго сорта», - говорит премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.
Как далеко зашла эта позорная дискриминация, сказать трудно. Но, скорее всего, речь идет не только о продуктах питания. Например, стиральный порошок одной и той же немецкой марки, продающийся в Германии и Польше, - это небо и земля.
«Какое-то время назад я заметила, что порошок, который я купила в Польше даже, казалось бы, немецкого бренда, после стирки был, оказывается, с добавкой мела: рубашка просто воняла, на ней были пятна. После этого я решила покупать только немецкую химию напрямую», - рассказывает Теодося Попова.
Теодося в своем мнении не одинока. Вот рынок в Варшаве. Отдельные палатки с немецкими моющими средствами.
«Не знаю, из-за чего состав в тех же продуктах на разных рынках отличается, это очень сложно объяснить», - продавец Дариуш.
Но объяснять теперь, похоже, придется, причем не то, почему транснациональные компании экономят на жителях Восточной Европы. Ничего личного - просто бизнес, а то, почему им это так долго позволяют делать.