Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
6 марта 2017, 19:57

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968»

Эволюция послевоенного искусства через полотна Пикассо, Шагала, Рихтера... В столичном Пушкинском музее открылась экспозиция «Лицом к будущему». Около 200 работ мастеров из России и Европы.
Имена великих рядом с почти неизвестными авторами, а главная цель организаторов — показать, насколько схожим было их видение проблем современности, насколько едины они были в своих мыслях.

Идеальное освещение и под правильным углом. За тем, как развешивают картины для одной из самых грандиозных выставок в истории Пушкинского музея, пристально следит международная команда кураторов. Чего здесь только нет: монументальные полотна и современные инсталляции, коллажи и скульптуры, фотографии и плакаты. 200 работ из 18 стран. Шагал, Пикассо, Рихтер, Дейнека, Булатов — и это далеко не полный список.

«Совсем разные художники, которые жили в течение этих 20 лет, с 1945 по 1968 годы, все они были объединены этими вопросами, которые мучили каждого. Связаны они были с теми переживаниями, через которые прошла Европа, с проблемами национализма, компромисса, предательства, осознания человеческой роли, миссии на земле», — говорит директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

Объединенные общей травмой Второй Мировой войны, художники вновь и вновь обращаются к тому, что все так упорно пытаются забыть — боль. Она на искаженном теле узника концлагеря, на изуродованной кровью и пеплом одежде, она чувствуется даже на страницах газеты «Нью-Йорк Таймс», рассказывающих о Сталинградском сражении.

«Здесь настоящее противостояние двух скульпторов: немецкого Фрица Кремера и русского Вадима Сидура. Работы на одну тему — памятники жертвам Холокоста. Вот этот называется «О Германия, бледная мать» — скорбящая по своим детям женщина, а это «Треблинка» — вы видите, как тела погибших сложены одно на другое. И что удивительно, скульптура Сидура оказывается более авангардной, хотя мы привыкли ждать авангарда от Запада», — сказал независимый куратор Экхарт Гиллен.

Другой классик советского авангарда, Владимир Татлин воткнет нож в кусок мяса, будто бы разрывая свое собственное сердце. И даже общепризнанный символ надежды — «Голубя» Пикассо, который до сих пор украшает эмблемы всемирных конгрессов и движений за мир, — будут оплакивать две безутешные девушки с картины Харальда Мецкеса. Это реакция художника на кровавое подавление венгерского восстания 56 года. Впрочем, иногда абсолютно разные авторы, что называется, повторяли друг друга сами того не подозревая.

«В 1963-м русский художник и мастер натюрморта Дмитрий Краснопевцев нарисовал свои «Завернутые предметы». А ниже - уже работа Кристо, тоже 63-й год, картина под названием «Упаковка». Точно такой же сверток, как и у Краснопевцева, только техника другая. А ведь авторы даже не знали о существовании друг друга», — отмечает независимый куратор доктор Экхарт Гиллен.

В 60-е поп-арт, разумеется, доберется и до СССР, только вместо знаменитого «Супа» Энди Уорхола символом времени станет спичечный коробок Рогинского. Ну а западные мастера под впечатлением от первого полета в космос и спутника, задумаются о технологиях будущего и о том, как преодолеть гравитацию.

«Свет, движение, звук иногда, природные материалы. Они начинают разрабатывать концепции, произведения, как некий художественный жест очищения от идеологии. Так рождается концептуальное искусство», — говорит куратор выставки Данила Булатов.

«Искусство быстрого реагирования». Этот термин войдет в обиход после того, как Пикассо напишет «Резню в Корее» — беспощадное полотно, на котором вся жестокость войны. Здесь нет победителей — одни лишь жертвы. Даже солдаты без лиц, будто машины для убийства. Лица этого американского военного тоже почти не видно, зато сразу ясно, что это пародия на рисунок универсального человека Да Винчи. Война во Вьетнаме, ужас атомной угрозы — художники снова обнажают важнейшие проблемы эпохи. И тема борьбы за мир не просто остается главной — она становится тем самым местом примирения Востока и Запада.

Все шесть залов выставки объединяют два экспоната. Знаменитый синий глобус французского художника Ива Кляйна. Кстати, именно этот оттенок синего сегодня носит имя самого Кляйна. Вот она — наша планета, на которой мы все живем, вне зависимости от языков, стран и континентов. Под одним синим парусом, как «Нестабильная скульптура» американца Хаанса Хааке. Ведь кто знает, какую форму она приобретет в следующую секунду, так и нам не угадать, в каком направлении завтра подует ветер.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей