Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
27 марта 2017, 21:08

Истории тех, по чьим домам ударили и ИГИЛ, и западная коалиция, в репортаже из лагеря беженцев в Иракском Курдистане

В одном из лагерей, где живут семьи, которые спаслись из Мосула, удалось побывать корреспонденту Первого канала.

Глиняные танки против глиняных броневиков. Иракская армия против ИГИЛ. Детские страхи здесь, в лагере беженцев, смягчаются до детской игры. Но эти воспоминания на всю жизнь.

В лагере недалеко от города Эрбиль, столицы иракского Курдистана, живут беженцы из Мосула. Тысячи семей. Всего на курдской территории от ИГИЛ спасается почти два миллиона иракцев. Ламия — одна из них. Убежала из Мосула четыре месяца назад, когда коалиция начала штурм города.

«Я услышала, как боевики начали кричать. Потом началась стрельба, какой раньше не было. Они палили из пулеметов в небо. А оттуда, с самолетов, сыпались бомбы! Дом, где мы прятались, трясся, повылетали стекла! И так каждый день», — рассказывает Ламия.

Семеро в палатке есть просят. Курдское правительство выдает беженцам по пять килограммов муки в месяц. Плюс скромный паек от гуманитарных организаций — растительное масло, рис. Самые верткие умудряются доставать где-то излишки на продажу.

Большинство семей живет на воде и лепешках. Школ в лагере нет, работы нет. Сулейман умудрился устроиться чернорабочим. Если перевести в рубли, получает примерно пять тысяч в месяц. Он вообще везучий.

Барзан показывает, сколько до Мосула от последнего блокпоста курдских сил «Пешмерга». Нейтральная зона между иракским Курдистаном и Большим Ираком. Сюда приходят те, кто сумел убежать из разоренного города. Там у них не осталось ничего. Оставаться самим было смерти подобно.

«Террористы вырыли тоннели и бегают по ним. Выскакивают и стреляют по армии. Армия отвечает, прилетают американские самолеты и бомбят. Но эти тоннели ведь под жилыми кварталами. Наши дома разрушены», — говорят Маад и Саиф.

Семьи Маада и Саифа прошли пешком 50 километров с детьми на руках. Как и все здесь. Их всех проверяют. Сначала иракская армия — чтобы под видом беженцев из Мосула не ушли террористы. Потом бойцы «Пешмерги» — чтобы не просочились в живущий спокойно Курдистан.

Последнее усилие — дождаться транспорта. Отсюда людей развезут по лагерям беженцев. Все они поместятся в один автобус. Не потому, что беженцев из Мосула мало, а потому что вырваться из города невероятно сложно.

Боевики стреляют в спину. Люди уходят тайно, по ночам. По 200-300 человек. Полковник Халед сопровождает беженцев с территории Ирака до границы с Курдистаном. По его словам, в Мосуле — гуманитарная катастрофа.

«Люди в отчаянии. Они для ИГИЛ как живой щит. Если бы террористы дали жителям Мосула уйти, здесь каждый день было бы по 10-15 тысяч человек», — говорит полковник иракских Вооруженных сил Халед аль Джибури.

Власти Иракского Курдистана принимают беженцев без ограничения. Лагеря заполнены до предела. В окрестностях Эрбиля строят новые. Операция иракской армии и коалиции в Мосуле продолжается. Коридора мирным жителям коалиция не предлагает, а террористы не дают. Но беженцы не оставят попыток спасти себя и своих детей.


Читайте также: