На заседании Госсовета в Великом Новгороде обсудили тему финансовой грамотности и грабительских процентов по микрозаймам
600% годовых - столько дерут с населения микрофинансовые организации. Эта цифра приводилась на заседании президиума Госсовета в Великом Новгороде. Заседание провел президент Владимир Путин. Обсуждались права потребителей. Все мы с вами потребители. Практически каждый день что-то покупаем, пользуемся какими-то услугами. Особо президент затронул проблему микрозаймов - перехватить денег до зарплаты. Эти микрофинансовые конторы в наших городах - на каждом углу.
Президент привел цифры. Средний срок использования подобных займов - семь дней, неделя. Переплата по такому займу – 11,5% за неделю. Умножим на пятьдесят две недели и получим те самые 600% годовых. Сейчас экономисты обсуждают, снизит Центральный банк свою ставку на полпроцента или нет, а ставка эта ниже десяти процентов годовых, и даже полпроцента имеют значение. А тут 600%!
При такой ставке можно даже не заботиться о возврате кредита, не проверять заемщика. Кто-нибудь да вернет, и потери отобьются. А долги и невозвраты перепродадут коллекторским агентствам. Пусть те разбираются с должниками. Сейчас здесь стараются навести порядок. Пока не вполне удается. Еще недавно работа некоторых коллекторов напоминала девяностые годы - с битами и паяльниками.
По-моему, это аморальный бизнес. Это ведь ростовщичество. А к нему всегда относились брезгливо. Ростовщичество было развито в средние века. Но даже тогда типичная ставка - это десятки процентов годовых. Зафиксированы случаи, когда кредитор брал до двухсот процентов. Но все-таки не шестьсот. Я считаю, что на каждой двери микрофинансовой конторы должно быть объявление с фотографией, фамилией, именем хозяина бизнеса. Чтобы все знали, что за мироед дерет с людей этот грабительский процент.
Городок Емажелинск под Челябинском – типичная российская глубинка. Люди живут, прямо скажем, небогато. Пенсия у Риммы Авдониной - 11 тысяч рублей. На жизнь пенсионерке едва хватало, а тут пришлось покупать дорогое лекарство. Вот и повелась на рекламу о быстром кредите. Адрес в Челябинске известный - Комсомольский проспект, 36, там таких микрокредитных офисов десятки.
«Да у них все просто было как-то, упрощенно, и они быстро все это сделали. Они попросили у меня паспорт, просто паспорт, и все», - рассказывает пенсионерка.
Взяла 10 тысяч рублей - быстро, но под огромный процент. Бес попутал, как сама говорит. Чтобы рассчитаться, вскоре взяла еще 10 тысяч и поняла, что не в состоянии платить. Стали донимать коллекторы, объявив ей долг в 70 тысяч рублей. Знакомые посоветовали обратиться к юристам Общероссийского Народного фронта. Стали разбираться – оказалось, что у компании, ее кредитора, давно отобрали лицензию.
«Мы встретились, документы проанализировали, в областной суд представили свою позицию. Областной суд с нами согласился, признал долг отсутствующим. Все, бабушка никому ничего не должна», - рассказал эксперт Общероссийского Народного Фронта по Челябинской области Вячеслав Курилин.
О микрокредитах много говорили на заседании Госсовета по теме защиты прав потребителей. Проблема - в юридической и финансовой безграмотности граждан. Этим пользуются компании-ростовщики. Дают в долг, а потом нередко обдирают должников до нитки.
«Действительно, известная бабушка из Достоевского, она очень скромный человек по сравнению с нашими сегодняшними ростовщиками. Среди кредиторов есть и такие, кто сознательно вводит людей в заблуждение, не объясняя им условия займа и не раскрывая всю цепочку возможных последствий», - отметил в своем выступлении Владимир Путин.
Оборот этого бизнеса в России исчисляется миллиардами. Микрокредитные компании растут, как грибы после дождя. Съемочная группа Первого канала убедилась, насколько просто влезть в долговую кабалу.
«Можете посчитать, сколько будет, если я возьму, допустим, 5 тысяч рублей?» - спрашивает корреспондент у представителя компании по выдаче микрозаймов.
«В день переплата 109 рублей, а в общем переплата 2178 рублей за 20 дней», - говорит сотрудница фирмы.
«А если просрочка?» - уточняет корреспондент.
«Если просрочка, каждый день такса, так и будет девять дней, а после девяти дней отдают коллекторам. А там они уже на вас кричат, звонят», - рассказывает сотрудница.
Простые подсчеты показывают, что в год выплаты по такому быстрому кредиту достигают 800%. Не расплатившись вовремя, человек попадает в долговую ловушку и в первую очередь сталкивается с прессингом со стороны коллекторов.
«Они еще мне грозили, что вы не сможете выйти из квартиры, у вас есть квартира, продавайте ее срочно, оплачивайте нам долги. Вы будете бояться ходить по улице, будете оглядываться… На меня это очень произвело впечатление. Пришлось отдавать и там, и там, и вот такая ситуация сложилась, как долговая яма», - рассказывает Татьяна Короткова.
Жительница Владимира Татьяна Короткова в такой ситуации, к счастью, вовремя обратилась к юристам. Но не раз случалось и так, что взяв 30 000 рублей в долг, человек был даже вынужден продавать квартиру, чтобы расплатиться. Центробанк вмешался и с начала этого года жестко ограничил размер процентов по таким займам. Тем более, когда возникла просрочка.
«Если человек взял займ в сумме пяти тысяч рублей и не смог вовремя его вернуть, то ни при каких условиях сумма долга по процентам, пени, штрафы не превысит 10 тысяч рублей», - заявила глава Центорбанка РФ Эльвира Набиуллина.
Две главные проблемы клиентов микрофинансовых компаний: первая – они часто не понимают сути того, что подписывают, и вторая – когда уже возникла задолженность, не спешат обращаться к юристам. Ведь не стоит забывать, что у каждого человека в России есть право объявить себя банкротом.
«Никто не говорит, что банкротство это хорошо, но это единственный способ действительно человеку выйти из того порочного круга, в который он сам себя загнал, и уже двинутся к какой-то новой цели с новыми обязательствами», - поясняет юрист Тимур Матвеев.
Лучший способ избежать проблем – обходить такие компании стороной. Многие знакомые с ситуацией юристы отмечают, что люди, берущие деньги под бешеный процент, часто просто не знают, что при наличии обычной кредитной карты любого банка можно перехватить до зарплаты те же 10-20 тысяч под минимальные проценты или вовсе без них. Финансовую грамотность в России нужно повышать. Об этом говорил на заседании и президент Владимир Путин.
«Полагаю, что необходимо рассмотреть и вопросы ужесточения законодательства в этой сфере, но главное - предотвращать ситуации, когда люди, что называется, без разбора берут эти кредиты. Здесь на первый план выходит информированность граждан, их правовое образование и воспитание культуры потребления финансовых услуг», - уверен президент.
Грамотность потребителей хоть медленно, но все же растет. Однако появляются новые товары и новые услуги. Стремительно развивается электронная коммерция. На Госсовете отмечалось - общество должно помочь наиболее уязвимым слоям потребителей, особенно пенсионерам, адаптироваться к изменениям.
Впрочем, поддержка нужна и обычному потребителю, приходящему в магазин. Пример такой региональной программы - «Зауральское качество». Изначальная ее цель - поддержка местных производителей. Но теперь такой знак на продукции - гарантия качества товара для потребителя.
«Знак «Зауральское качество» носит информационный характер, он лишь выделяет эту продукцию среди других, говоря о том, что продукт производится из местного сырья, перерабатывается на территории Курганской области и полностью соответствует всем требованиям по качеству и безопасности», - поясняет исполнительный директор общественной организации «Клуб «Зауральское качество» Родион Вяткин.
По мнению Владимира Путина, при запуске таких программ в регионах главное - не помешать конкуренции местных и сторонних производителей.
«Граждане лучше защищены там, где экономика открыта и конкурентна, где продавцы и производители стремятся привлечь людей выгодными соотношениями цен и качества», - уверен Владимир Путин.
Еще одна острейшая проблема – защита прав пассажиров. С приближением периода отпусков ее актуальность вырастает. Несмотря на строгие требования Минтранса, Роспотребнадзора и штрафы, некоторые российские авиакомпании относятся к пассажирам, как к грузу. Регулярные задержки рейсов на туристических маршрутах подчас превышают 14-15 часов. Пассажиров часто просто бросают в аэропорту. Однажды попав в подобную ситуацию, Роман Гильманов объединил единомышленников, чтобы изменить ситуацию. По его словам, многие пассажиры просто не знают своих прав, и перевозчикам часто все сходит с рук.
«Независимо от категории билетов, от того, какой у вас билет - невозвратный, либо билет без багажа, компенсация всегда имеет место быть, и она вам положена по закону», - говорит генеральный директор юридической компании Роман Гильманов.
Скоро свои права пассажирам будет защитить проще. 1 апреля Россия присоединилась к Монреальской конвенции по авиаперевозкам и обязана привести свои правила в соответствие с ней, в том числе, о компенсациях перевозчика пассажирам за испорченный отпуск.
По словам Владимира Путина, по мере развития гражданского общества российские потребители все активнее борются за свои права. За двадцать лет число их обращений с этой целью в разные инстанции выросло в сто раз. Но экономика развивается, и нужно просчитывать будущие риски. России, отметил Путин, нужно создать стратегию госполитики в этой сфере.