Малолетние хулиганы терроризируют всех вокруг. Как найти на них управу, если школа и законы бессильны?
Проблема ответственности детей и подростков за противоправные действия стоит очень остро. Что делать, например, если второклассник терроризирует всю школу, жестоко бьет детей, и его сверстники отказываются ходить на занятия, пока этот хулиган тоже приходит в класс?
Учителя бессильны, и родителям приходится объединяться и требовать решить проблему, потому что каждый день, имея в классе такого агрессивного ребенка, другой может получить тяжелые увечья. В некоторых школах ситуация настолько серьезная, что родители готовы перевести своих детей в другие учебные заведения, и тогда агрессор останется один в классе. Возможно, это и есть единственный выход
Под одобрительные советы сверстников новосибирские восьмиклассницы выясняют отношения через дорогу от родной гимназии. Видео в соцсети «ВКонтакте» посмотрели уже и взрослые. Выяснилось, победительница этой драки стоит на школьном учете за агрессивное поведение, хотя ответ на вопрос, почему эти дети такие злые, похоже, стоит искать даже не в восьмом классе, а скорее в первом.
«5-го октября разбил голову однокласснику, 11 октября подрался и укусил до гематомы одноклассника, 12 ноября посреди урока шахмат он ударил мою дочь по ноге ногой, в декабре толкнул одноклассницу в спину на лестничной клетке», — рассказывает Елена Барабанова.
Учебный год как уголовное дело. Но речь вовсе не о рецидивисте с тяжелым криминальным прошлым, а об ученике второго класса центральной московской школы. Мальчик уже поучился во всех трех параллелях — буквы в названиях классов закончились, а вместе с ними и терпение родителей. Несколько десятков листов заявлений, диагнозов и справок. В процессе этой увлекательной борьбы за безопасность собственных детей кое-кто начал задумываться о смене учебного заведения.
«Да, у всех есть право учиться, но не у всех есть право делать все, что хотите. Он должен уважать дисциплину, устав, и его родители тоже. Конечно, многие забирают, потому что сколько можно потратить! Мы потратили на все эти бумаги, на 20 листов, которые у нас, практически год», — рассказывает Елена Барабанова.
Результат все-таки есть — на всех уроках в классе теперь работает тьютор. В переводе на общедоступный — педагог-воспитатель. Помогает классному руководителю с дисциплиной — следит, чтобы больше никого не покалечили.
«Физкультуру он посещает индивидуально. Разработана индивидуальная траектория образовательная в отношении этого ребенка по согласованию с родителями. И была рекомендация направить ребенка в медико-психолого-педагогическую комиссию», — сообщила заместитель директора ГБОУ «Школа №1239» Наталья Симонова.
Хватило, правда, ненадолго — после очередной драки родители обещали директору массово принести заявления о переводе своих детей на домашнее обучение.
Месяц назад так же поступили их товарищи по несчастью из Тулы.
«Взял табуретку, вернулся и нанес моему ребенку три удара по голове. Один раз попал по голове, второй раз промазал и третьим ударом сломал ребенку нос», — рассказывает Евгений Вышегородцев
10-летний мальчик держал в страхе одноклассников не один месяц — и ничего не менялась. Но угроза родителей забрать остальных ребят из школы все-таки подействовала.
«По решению Зареченского суда мальчик находится в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Мама рассматривает варианты возможной смены образовательного маршрута ребенка», — сообщила заместитель начальника отдела профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних администрации города Тулы Елена Мурзина.
То есть мама еще не решила, менять маршрут или нет, а значит, ее сын может вернуться обратно в свой класс. И это, говорят юристы, тоже совершенно законно.
«А если такой ребенок убьет кого-нибудь? — спрашивает журналист.
«Сядет учитель, так как учитель несет ответственность за каждого ребенка», — ответила адвокат Виктория Фертова.
Звучит как-то не очень справедливо. Но таков закон. А концепция равного доступа к образованию для всех подразумевает сокращение коррекционных школ, где раньше сложные дети как раз и учились. Теперь все должны учиться вместе. Впрочем, эксперты говорят: возможности воспитывать порой неадекватных учеников у образовательной системы есть, просто она ими чаще всего не пользуется.
«Этих детей не видит система иногда. Наоборот, пытается, старается не заметить, потому что школа не заинтересована в том, чтобы ставить детей на учет в комиссию по делам несовершеннолетних. Школе это карается, школа лишается каких-то мест в рейтинге», — говорит член комиссии Общественной Палаты РФ по развитию науки и образования Роман Дощинский.
Комиссия по делам несовершеннолетних, настаивает Роман Дощинский, вовсе не карательный орган, а инструмент воспитания, которым нужно пользоваться как раз в тех случаях, когда ребенок по каким-то причинам не понимает, что можно, а что нельзя.
«У нас только когда случается что-либо, тогда начинают представители этой комиссии ходить и разъяснять: это правильно, а это неправильно. А они должны просто не выходить из школы, жить жизнью школы и тогда, может быть, что-то наладится», — говорит член комиссии Общественной Палаты РФ по развитию науки и образования Роман Дощинский.
Можно, конечно, дать школе больше возможностей влиять на учеников, но есть, говорят многие специалисты, и другая сторона — тогда оттуда, например, могут отчислить всех, кто не понравится учителю или директору. В общем у этой палки образовательного процесса оказалось столько концов, что взрослые сами запутались, забыв, похоже, о том, что речь, вообще-то, идет о детях, которые не делятся на плохих и хороших. А вопрос, почему ребенок ведет себя агрессивно, родителям сначала стоит задать себе.