Архив Министерства обороны РФ опубликовал тысячи снимков военной поры, которые почти никто не видел
Во многих семьях фронтовиков о дедах и прадедах остались только устные рассказы. Многие документы и фотографии потеряны или уничтожены. И потому материалы, опубликованные Центральным архивом Минобороны, имеют особенную ценность. Уникальные снимки, которые до сих пор были доступны только специалистам, увидят теперь все желающие. Восстановлено свыше 20 тысяч фотографий.
Елена Сушкова - единственный хранитель на сотню тысяч дел армейского командования времен Великой Отечественной. Ее любимое дело - танки. Символ победы - советский Т-34, тяжелый английский «черчилль», а еще французские и американские. Все в одном фотоальбоме. А вот еще один артефакт среди бесконечных стеллажей Центрального архива Минобороны. Весит килограммов пятнадцать. Это уникальный фотоальбом ручной работы — боевой путь летчиков-истребителей. Схемы, снимки самолетов и портреты героев. В рассекреченных альбомах - фотографии мотострелков и артиллеристов. А, например, в этом — никогда не публиковавшиеся кадры битвы за Москву.
«Разбитая немецкая техника, причем, все это - наши деревни подмосковные. А вот немцев пленных ведут», - показывает альбом главный документовед по работе со СМИ и общественностью Центрального архива Минобороны Виктория Каяева.
Пленный немец закрывает руками лицо. А вот красноармейцы с трофеями в первые часы после боя, с техникой и флагами Третьего рейха. Такие снимки не печатала «Правда». Но еще более удивительными они кажутся, когда знаешь, как они сделаны.
«Это полевая фронтовая фотолаборатория Красной армии образца 1944 года», - рассказывает Сергей Шахиджанян, фотожурналист, преподаватель Института фотографии РУСС ПРЕСС ФОТО.
Неподъемный железный чемодан из личной коллекции фотожурналиста Сергея Шахиджаняна за пару минут превращается в герметичную темную комнату, набитую техникой. А вот фотоаппараты советских репортеров времен Великой Отечественной — работают отнюдь не так, как теперь, когда нажал на кнопку и получил за раз пачку снимков.
«Адская эта система, что ты сначала смотришь сюда, а потом смотришь сюда и выбираешь кадр, она, конечно, очень дисциплинировала», - поясняет Сергей Шахиджанян.
Именно на такую камеру — «лейку» с объективом 35 миллиметров, фотограф Евгений Халдей сделал свой самый известный кадр, водружение красного знамени над Рейхстагом. Давно не секрет, что полотнище репортер ТАСС привез с собой, что флаг подымали на крышу специально для снимка, и все же фотография стала символом победы советских солдат. А другую фотографию, только что напечатанную с негативов Халдея, в свое время не опубликовали. Это Заполярье, 1942 год. Английский летчик обучает нашего аса на английском самолете «Харрикейн».
«По словам отца, они успешно воевали бок о бок, и вот это такое прямое доказательство что это был факт неоспоримый», - рассказывает дочь фотографа Анна Халдей.
Вот еще — идеологически неправильная американская тушенка на советской полевой кухне, этот снимок тоже больше полувека лежал в архиве. А это, наоборот, хрестоматийный кадр Халдея. Разведчики уходят на ночное задние в Заполярье. Ушли семеро, а вернулись четверо. Выходит, для троих снимок стал последним, для кого-то – возможно, единственным за войну. А ведь скольким вообще не довелось попасть в объектив фотокора.
«Один только на Юго-Западном фронте был, и все, и то я его запомнила почему, он у меня выпросил шапку, а мне дал какую-то кубанку. Мне потом дали, больше я его потом не видела», - рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Мария Фаустова
Так за всю войну Мария Георгиевна Фаустова, радистка стрелковой дивизии, сфотографировалась только раз — в госпитале после тяжелого ранения в боях за Сталинград. В канун Дня Победы фотограф Сергей Шахиджанян взялся устранить историческую несправедливость.
Это сейчас никакой пленки не жалко, а тогда один человек — одна фотография. И все же как-то справлялись. Среди сотен кадров, впервые опубликованных в сети Министерством обороны - герои передовой и тыла, снимки разбомбленных сел и уничтоженной техники Вермахта. Еще тысячи фотографий ждут публикации.
"Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен" — через 72 года после войны это можно сказать и о героях большинства документальных снимков Великой Отечественной. Хорошо, если сохранилась подпись, вроде этой – «Лихой автоматчик, молодой коммунист Жаров», или вот – «Миномет Шебанова всегда был с пехотой». А так ведь чаще либо ничего, либо что-нибудь вроде — «Вкусные солдатские щи после боя». Так и получается, что среди миллионов лиц черно-белой хроники — сплошь неизвестные солдаты и офицеры.
Например, совсем еще мальчишки в одном из архивных альбомов 1945 года. Нет имен, а так бы найти пусть не самого ветерана, а его внуков, и вернуть уникальное фото домой.
«Конечно, они все готовились к этому снимку. Это далеко не рядовое событие для военнослужащих на фронте. А если и сфотографировали, то у семьи наверняка может не быть этой фотографии. Конечно, может не быть, потому что крайне маловероятно, что ему отдали на руки», - рассказывает Виктория Каяева.
Порой для поиска хватает и списка наград в сочетании, к примеру, с фамилией или званием. На этом снимке - юный красноармеец Николай Солун. К концу войны - кавалер орденов Славы и Красной Звезды. Кажется невероятным, но этой информации хватило, чтобы разыскать в Татарстане его дочь, внука и правнуков.
Школьники Никита и Илья, которые много раз слышал от родных, что прадед был дважды ранен, что освобождал нынешний Калининград, наконец, увидели на снимках того смелого парня, что записался в учебку еще 17-летним. Прадеда, который, вернувшись домой, не любил вспоминать войну и мечтал застать правнуков.