Чеховский театральный фестиваль представляет: произведения Лермонтова в исполнении народных сказителей-манасчи и Театр де ля Вилль
Программа Чеховского фестиваля продолжает поражать самых искушенных зрителей. Персонажи спектаклей - яркие, мощные, иногда кажется, они сильнее самого автора, их создавшего. За кулисами шутят: Гамлет сильнее Шекспира; автор уходит, а его литературные герои вечны.
Они умеют удивлять с первых минут. А как иначе, если на гастроли в столицу приехал знаменитый французский «Городской театр», Théâtre de la Ville? Еще даже не начался спектакль, а на сцене уже что-то происходит. Зрителям лишь остается гадать: этот маляр - уже часть представления, или декорации и правда еще не готовы?
Завораживающая магия театра начинается еще за кулисами, но это тот случай, когда кулисы мы увидим даже на сцене. Ведь действие пьесы «Шесть персонажей в поисках автора» вертится вокруг репетиций, во время которых артисты не только готовятся к спектаклю. Они мечтают и спорят, смеются и плачут, они живут. Но все в одночасье поменяется, когда на сцене появятся незнакомцы.
Это персонажи, которые потеряли своего автора. Они уговаривают режиссера уделить им внимание и рассказывают историю одной семьи, где любовь и жестокость, порок и святость, ненависть и боль переплелись так тесно, что Мать, Отец, Младшая дочь, Падчерица и Старший сын перестали понимать друг друга.
«Моя героиня – мать, потерявшая самое дорогое. Она страдает и жаждет жить настоящей, реальной жизнью, а не придуманной, потому что ей кажется, что именно так она сможет, наконец, встретиться со своим ребенком», - говорит актриса, исполнительница роли Матери Сара Карбасникофф.
«Наш театр, он и образный, и немного балаганный, он создается прямо на глазах у зрителей. Должно казаться, что все происходит спонтанно, как в жизни», - объясняет актер, исполнитель роли Режиссера Жеральд Майе.
Это история о том, как неразрывно связано искусство с жизнью, как люди иногда носят маски и превращаются в марионеток, а выдуманные театральные персонажи обретают кровь и плоть.
Кстати, чтобы привезти в Москву лучшие спектакли со всего мира, директор Чеховского фестиваля Валерий Шадрин заглянул в каждый его уголок. Причем, заранее. Таковы жесткие правила контрактов. Гастроли театров часто расписаны на годы вперед.
«Для нашей парижской труппы это большое событие - играть на московской сцене, в очередной раз доказывая, что вне зависимости от политических разногласий, культура - это то место, где стираются границы между народами и национальностями», - говорит режиссер Эмманюэль Демарси-Мота.
Раздвинуть границы решил и российский режиссер Владимир Панков, соединив культуру киргизского народа с поэзией Лермонтова. Его этническая драма «Демон» - пожалуй, самый необычный спектакль Чеховского фестиваля.
Сразу две истории любви: Демон и Тамара, Печорин и Бэла. Только вместо Кавказа — Тянь-Шань с национальными костюмами, древними ритуалами и народными песнями. Музыка у Панкова как всегда играет особую роль. В спектакле задействованы, виолончели, скрипка, киргизский струнный инструмент кыл кыяк и даже певец-манасчи.
«То, что наши народы были всегда дружны, это еще раз подтверждает - не важно, ты русский или киргиз. Это самая главная мысль, что театр объединяет. И я очень рад за наш театр, за наш мировой театр», - говорит Владимир Панков.
Сбросив бутафорские крылья, печальный Демон станет Героем нашего времени. Ему суждено пройти через многое - любовь, искушение, скука, страсть, горе и даже забвение. Но что поможет его жизни вновь обрести смысл, а душе очиститься? Быть может, та самая близость к природе и простые человеческие ценности, о которых и поют сказители восточного эпоса.