Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
5 июля 2017, 18:33

На Чеховском фестивале лучшие режиссеры продолжают удивлять смелыми сценическими экспериментами

В Москве, в рамках Чеховского театрального фестиваля, представили постановки трех режиссеров, которых во всем мире считают мастерами сценических экспериментов. Игры подсознания, мистика Востока и европейский взгляд на индийский эпос.

Укротитель мечты, изобретатель, иллюзионист, который пошатнул новыми технологиями догмы классической режиссуры до самого основания. Робер Лепаж снова в Москве. Мастер перевоплощений на этот раз снимает маску — спектакль-автобиография: 887 — номер родного дома и отправная точка - в его детство.

«Мы сейчас одержимы тем, чтобы все запомнить. Только мы используем не собственный мозг, а телефоны или камеры. И мозг отучается помнить. А ведь воспоминания, даже неточные, детские полуфантазии — это самое ценное», — говорит актер, режиссер спектакля «887» Робер Лепаж.

Лепаж часто находит сюжеты в своей жизни. Через окошко стиральной машины он показал зрителям космос — «Обратную сторону луны». В «Проекте Андерсен» разбирался со своим внутренним художником, а в бестселлере Театра Наций — спектакле «Гамлет/ Коллаж», по его словам, показал себя же — человека, сошедшего с ума с концом космической эры. Новый спектакль — ключ к пониманию его работ, дверца во внутренний мир Лепажа, которую он приоткрывает зрителям. Признается, и сам нашел там нечто неожиданное.

«Я вдруг открыл для себя своего отца. Он для меня всегда был просто тихим присутствием. Я не думал, что он оказывает хоть какое-то влияние на меня, на мой характер. Я планировал, что он будет лишь фоном повествования, а он вдруг стал его центром, и это для меня самое главное открытие этой пьесы», - рассказывает Робер Лепаж.

Прогулка по аллеям памяти: окна родного дома, папин гараж. Одним движением руки Лепаж переносит зрителей в Канаду 60-х, где Квебек одержим идеей автономии. Словно волшебник, оживляет кукольный домик разными трюками и метаморфозами. Исповедь большого художника на фоне крошечного мира. Билеты на спектакль раскупили еще зимой.

Десятиминутные овации еще одному долгожданному участнику фестиваля. Иво ван Хофе — самый востребованный европейский режиссер – на Чеховском впервые. Его «Тайная сила» уносит зрителей в колониальную Индонезию, где сталкиваются две культуры: рациональный Запад и мистический Восток.

«Это иллюстрация происходящего сегодня. Никто не понимает друг друга, не слышит, все продолжают бороться. Диалог культур, который всем просто необходим, очень тяжело дается», - говорит режиссер постановки «Тайная сила» Иво ван Хове.

Особая роль в спектакле у музыки. Вот, за ценности Запада вступает Вагнер, ему в ответ — азиатские гонги. Всю эту эмоциональную симфонию создает один музыкант - Харри де Вит. Аутентичного звука он добивается индонезийскими инструментами.

«Когда на Яве затяжные дожди, по три месяца бывает, то жители играют на этих древних инструментах, уговаривают духов дождя, чтобы он прекратился. Большие трубы — это для стариков старше 80, а эти для малышей - сначала удар в гонг, а потом все вместе трясут эти бамбуковые трубки», - поясняет музыкант.

Никаких костюмов XIX века, авангардист ван Хове отказывается от условностей и трансформирует пространство ради единственной задачи передать суть истории – бессилие человека перед силой стихии. Волны Индийского океана бьются на гигантских экранах. А грозы ревут на сцене благодаря уникальной машинерии.

Секреты голландской постановки спрятаны на заднем дворе театра. В Москву привезли четыре грузовика техники - фактически механическая туча, в которой семь тонн воды, она подается на сцену по специальным шлангам, чтобы зрители почувствовали на себе всю силу тропического ливня. Дождевую воду заранее прогревают, чтобы не простудить актеров. Эта система разработана специально под постановку. Техники в ручную проверяют каждый вентиль, чтобы вечерний спектакль прогремел во всю мощь.

Сила Востока, похоже, захватила Чеховский. Ведь скоро еще и знаменитый британский хореограф Акрам Хан поведает историю женщин из древнеиндийского эпоса о войне. «Пока львы молчат» - это неуслышанная песнь матерей, жен и дочерей, воссозданная в танце. Хан недавно заявил, что хочет завершить карьеру танцовщика и сосредоточиться на режиссуре. Возможно, эта постановка — последний шанс увидеть «танцующего гуру».

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей