30 лет в телеэфире заряжает зрителей позитивом одна из самых любимых программ «Доброе утро»
30 лет назад в эфир впервые вышла программа, вместе с которой теперь просыпается вся страна. «Доброе утро», а тогда еще передача называлась «90 минут», это не просто несколько часов эфирного времени. Для большинства россиян это неотъемлемая часть начала каждого дня. Любимые ведущие, новости, полезные советы и позитивный заряд до самого вечера!
Когда хочется сказать «утро добрым не бывает», они задают ритм на весь день. Хотя этих ведущих чаще всего спрашивают: как вы будите страну, если сами едва не засыпаете?! Ведь их утро начинается накануне вечером — с эфира на Дальний Восток. Сибирь, Урал и так до Москвы. С короткими перерывами на сон.
«Когда я показываю свой будильник, люди очень громко смеются, потому что там промежутки такие: 3.15, 3.17, 3.20. В такое время суток каждая минута имеет значение», - рассказывает телеведущая Ольга Ушакова.
А в эфире — каждая секунда. В мобильной студии «Доброго утра» и ведущие на месте не стоят. ВДНХ, Парк Горького, Царицыно, Коломенское... Ольга Ушакова шутит: столько кругов нарезала, что может водить экскурсии.
«Где какие цари останавливались, чья это была резиденция, летняя, зимняя, весенняя. И некоторые зрители даже сомневаются, действительно ли это настоящий вид или нет, потому что настолько красивая картинка!» - говорит ведущая.
Чудо телевизионной техники — передвижная студия. О таком и мечтать не могли 30 лет назад, когда в сером советском ТВ-потоке вспыхнула передача «90 минут». Утро в Стране Советов до этого начиналось в восемь с повтора программы «Время». Все изменилось, когда ослабла цензура. И кто-то подсмотрел на Западе идею программы для всех, кто собирается на работу или в школу.
Татьяна Веденеева уже тогда была звездой всесоюзного масштаба. Утро стало для нее настоящим испытанием. И непонятно, что было сложнее - писать тексты, не спать всю ночь, или диктовать моду новой эпохи.
«Начальству казалось, что я неправильно выгляжу, я слишком модная, я слишком смелая и так далее. Лишалась премии периодически. Я протестовала и говорила, что мы же телевидение, мы должны идти на шаг вперед. На что мне говорили — нет, мы идеологическая организация, мы должны немножко отставать», - рассказывает ведущая.
Отстать не получилось. В эфир ворвалась западная музыка, которую до этого слушали на кухне, а гимнастика поднимала с кровати тех, кому и на работу не нужно было спешить.
Живой эфир так увлек зрителя, что 90 минут быстро превратились в 120, трехчасовое «Телеутро». Время свободы и экспериментов. Именно там были показаны первые сюжеты начинающего журналиста из Апатитов Андрея Малахова - его рубрика «Экспресс-камера» и рассказы про телекухню. А еще — амбиции космического масштаба. Вся страна, не веря глазам, смотрела, как ведущие отправились на орбиту якобы на станцию «Мир». Даже коллеги долго не могли понять, как они это сделали. Тем более, что эфир был утром 1 января.
Сюжет снимался в специальном самолете, где готовят настоящих космонавтов. Другой находкой стали гости в студии. Артисты, писатели, политики. Без галстука.
За близость к народу полюбили первую семейную пару на российском ТВ. Александру и Екатерине Стриженовым доверяли так, что однажды в редакцию пришло письмо - мальчишка просил: уговорите отца, не отпускает из колхоза в университет.
«Да, мы звонили. Отпустите вашего сына, это же его мечта. Не ломайте жизнь ребенку. Ну да, ну так долгие паузы на другом конце. Это правда вы? Докажите! Сейчас жене дам трубку», - вспоминает Александр Стриженов.
Эта утренняя школа стала настоящим инкубатором кадров. Кто-то теперь звезда эфира, кто-то возглавляет огромные редакции и целые федеральные телеканалы.
«Я сейчас в отпуске, я встаю в четыре утра и думаю: ой, эфир! Но как-то беру себя в руки и ложусь спать опять», - смеется ведущая «Доброго утра» Арина Шарапова.
Привычка, выработанная годами. Арина Шарапова в эфире с 2001 года. При ней сменялись ведущие, рубрики, оформление студии. Но все годы неизменно то, что объединяет новости и полезные советы, кулинарные рецепты и социальные сюжеты.
«Программа «Доброе утро» делается людьми со знаком плюс. От тебя сейчас будет зависеть то, как люди пойдут на работу, как они поздороваются друг с другом. Это своего рода политика. Политика позитива», - говорит Арина Шарапова.
Эта политика принесла программе премию ТЭФИ. Но, пожалуй, куда более важное признание, когда миллионы семей вот уже 30 лет просыпаются в ритме «Доброго утра».