Фестиваль «Черешневый лес» завершился премьерой на исторической сцене Большого — спектаклем «Русский Гамлет»
Театральную Москву ждут самые масштабные гастроли артистов всемирно известного хореографа Бориса Эйфмана. В этом году труппа празднует сорокалетие. Юбиляры уже представили премьеру на исторической сцене Большого - спектаклем «Русский Гамлет» закрыли фестиваль «Черешневый лес». Но хозяевами главной театральной сцены страны артисты Эйфмана останутся до конца этого месяца и покажут постановки, которые уже покорили мир.
В кого может превратиться наследник короны, когда отца закололи на его глазах, мать ненавидит и унижает, и великое будущее пытаются отобрать каждый день? Для него классическое «быть или не быть» — не философский вопрос, а самая настоящая борьба за жизнь.
Русский Гамлет. Так Павла I называли еще при жизни. Свой долгий путь к престолу он вырвал, вытерпел, выстрадал, но у власти слишком быстро выгорел. Главный психолог и философ мирового балета Борис Эйфман уже пытался разгадать образ одного из самых противоречивых императоров 19 лет назад. Этот спектакль — отнюдь не реконструкция старого, а абсолютно новая версия. Ее премьерой на исторической сцене Большого театра закрывается фестиваль «Черешневый лес», и открываются гастроли знаменитой труппы, которая в этом году празднует сорокалетие.
«Современный спектакль более подвижен в плане погружения во внутренний мир царевича Павла. Его мистическая галлюцинация, его мистическое воображение. Его тот мир внутренний, который потом мы пытаемся выразить уже языком пластики», - рассказывает художественный руководитель Санкт-Петербургского Государственного академического Театра балета Борис Эйфман.
И внутри этого языка у артистов Эйфмана - свой уникальный диалект. Только они могут так пронзительно и явно передать душевные терзания, не произнеся ни слова. Маэстро создает из своей труппы не только виртуозных танцовщиков, но и мощных драматических актеров. Хватит нескольких движений рук и одного рокового взгляда, чтобы в солистке Марии Абашовой узнать императрицу Екатерину Великую, властную и беспощадную.
«Он все-таки просит танцевать нас не вариации, а танцевать эмоции. Танцуй ненависть, танцуй злость», - рассказывает балерина.
А исполнитель роли Павла I заслуженный артист России Олег Габышев танцует душевную боль, от которой, кажется, нестерпимо болит и все тело. Его Павел — одиночка. Забитый, угнетенный. Он с опаской подходит к трону и тут же бежит прочь, будто предчувствуя скорый конец. Габышев мечтал об этой роли с тех пор, как увидел первую версию балета.
«Я посмотрел дважды спектакль. Один раз из зала, другой — из-за кулис. Мне даже из-за кулис больше понравилось. Я чувствовал, как люди там... это была просто машина! Все носятся, переодеваются, бегают. И после этого я решил попробовать себя именно в современной пластике», - говорит он.
Теперь он премьер труппы и исполняет почти все главные роли. Евгений Онегин - не исключение. Этот спектакль идет уже восемь лет, но до сих пор на репетициях перфекционист Эйфман шлифует поддержки и прыжки.
Его Онегин - мажор в малиновом костюме из лихих 90-х. Ленский - рокер и бунтарь с баррикад путча 1991 года. Неудивительно, что именины Татьяны проходят в ночном клубе. Дресс-код — мини-юбки. А вместо дуэли на пистолетах - поножовщина в баре.
«Мы не отошли от романа, мы просто открыли что-то новое внутри этого романа. Знаете, неизвестное в известном», - говорит Борис Эйфман.
Вечные вопросы балетмейстер ставит под бессмертную музыку Чайковского, которая в самый неожиданный момент переходит в рок.
Хозяевами исторической сцены Большого театра артисты Бориса Эйфмана останутся до конца этого месяца. Зрители увидят еще четыре их спектакля: «Роден, ее вечный идол», «По ту сторону греха», «Up & Down» и «Анна Каренина». Нынешние гастроли этого театра станут самыми масштабными для Москвы. И для них труппа выбрала свои самые любимые и эффектные постановки, которые уже покорили весь мир.