Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
12 августа 2017, 21:15

Музейная лихорадка в испанской Малаге — там проходит выставка Алексея и Андреаса Явленских

К экспозиции в филиале Государственного Русского музея - повышенный интерес. В России Явленский-старший был предан забвению, но на Западе ценители высокого искусства хорошо знают это имя. И еще одна выставка от Русского музея — политические плакаты трагического периода в истории России.

Краски на его картинах будто вспыхивают под лучами палящего солнца Малаги и заливают светом всю комнату. Для Алексея Явленского интенсивные и плотные цвета — главный инструмент, который помогал передать то, что от глаз скрыто. Не внешнее сходство, а внутреннее состояние его моделей. Например, глубокий синий — признак меланхолии. А огненный красный — цвет конфликта. И да, это тоже портреты конкретных людей. Их художник писал под влиянием своего близкого друга Василия Кандинского.

«Мы видим, вот на этой выставке, его развитие совершенно четкое, и он не ушел в чистую абстракцию, не стал абстрактным художником, как Кандинский или Малевич. Если говорить с позиций революционности в искусстве, то он пошел дальше своих возможностей. Где-то он чуть-чуть перешагивал, чуть-чуть он шел впереди своего времени», - рассказывает руководитель издательства Государственного Русского музея, организатор выставки Йозеф Киблицкий.

И изобретал новые правила портрета. Чем контрастнее и насыщеннее краски, тем строже построение лица. На многих полотнах оно даже напоминает иконы. Эффект усиливает легкое сияние вокруг головы. Эта картина называется «Испанка» - такой сюрприз сеньорам, которые придут в музей. А рядом европейские пейзажи уже кисти сына Алексея Явленского Андреаса. Вместе они выставляются впервые за 80 лет.

«Я видела все выставки, которые сюда привозил Русский музей. Сегодня я думала: интересно, чем они удивят на этот раз? Я не ожидала такого буйства красок. Знаете, такое ощущение, что они не рисовали, а выплескивали на холст свои чувства», - говорит посетительница.

Удивительно, но в Европе Явленский-старший известен больше, чем в России. На родине художника, вынужденного прожить почти всю жизнь в Германии, в советское время забыли и вычеркнули из истории отечественного искусства. И только сейчас его ставят в одном ряду с великими русскими живописцами. Причем в прямом смысле. Вот висят картины Репина — его первого учителя. А вот Серова — кумира молодости.

«Мы хотели показать связь Алексея Явленского с Россией. И показать эту связь не просто разговором об этом, а показать произведениями. Поэтому первый зал - это ранние работы Явленского. Лицо, которое сделано очень точно, еще в традициях реализма XIX века, это есть и у Репина, это есть и у Серова», - поясняет заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

А эти произведения в музей громогласно ворвались с улиц. В год столетия Октябрьской революции Русский музей привез в Испанию политические плакаты той самой эпохи, в которой «Кто не работает, тот не ест», «Кулак революции раздавит кулака деревни» и в которой, конечно же, никто не сомневался, что «Коммунизм шагает по планете».

«После революции многие художники считали, что картина в раме — это атавизм. Они хотели все поменять и перенести искусство в жизнь людей. Плакаты стали идеальной формой. Их рисовали лучшие художники. Мой любимый плакат «Работать надо — винтовка рядом». Правда же, мотивирует?» - отмечает директор филиала Государственного Русского музея в Малаге Хосе Мария Луна Агилар.

Мотивировали лаконичные формулировки и предельно понятные образы. В красных флагах рабочие и крестьяне видели победу революции. В испуганных толстяках — крах капитализма, ну а яркое солнце — символ светлого будущего советского человека. Обе эти выставки в 2018 году привезут и в Россию.

Читайте также: