Музейная лихорадка в испанской Малаге — там проходит выставка Алексея и Андреаса Явленских
К экспозиции в филиале Государственного Русского музея - повышенный интерес. В России Явленский-старший был предан забвению, но на Западе ценители высокого искусства хорошо знают это имя. И еще одна выставка от Русского музея — политические плакаты трагического периода в истории России.
Краски на его картинах будто вспыхивают под лучами палящего солнца Малаги и заливают светом всю комнату. Для Алексея Явленского интенсивные и плотные цвета — главный инструмент, который помогал передать то, что от глаз скрыто. Не внешнее сходство, а внутреннее состояние его моделей. Например, глубокий синий — признак меланхолии. А огненный красный — цвет конфликта. И да, это тоже портреты конкретных людей. Их художник писал под влиянием своего близкого друга Василия Кандинского.
«Мы видим, вот на этой выставке, его развитие совершенно четкое, и он не ушел в чистую абстракцию, не стал абстрактным художником, как Кандинский или Малевич. Если говорить с позиций революционности в искусстве, то он пошел дальше своих возможностей. Где-то он чуть-чуть перешагивал, чуть-чуть он шел впереди своего времени», - рассказывает руководитель издательства Государственного Русского музея, организатор выставки Йозеф Киблицкий.
И изобретал новые правила портрета. Чем контрастнее и насыщеннее краски, тем строже построение лица. На многих полотнах оно даже напоминает иконы. Эффект усиливает легкое сияние вокруг головы. Эта картина называется «Испанка» - такой сюрприз сеньорам, которые придут в музей. А рядом европейские пейзажи уже кисти сына Алексея Явленского Андреаса. Вместе они выставляются впервые за 80 лет.
«Я видела все выставки, которые сюда привозил Русский музей. Сегодня я думала: интересно, чем они удивят на этот раз? Я не ожидала такого буйства красок. Знаете, такое ощущение, что они не рисовали, а выплескивали на холст свои чувства», - говорит посетительница.
Удивительно, но в Европе Явленский-старший известен больше, чем в России. На родине художника, вынужденного прожить почти всю жизнь в Германии, в советское время забыли и вычеркнули из истории отечественного искусства. И только сейчас его ставят в одном ряду с великими русскими живописцами. Причем в прямом смысле. Вот висят картины Репина — его первого учителя. А вот Серова — кумира молодости.
«Мы хотели показать связь Алексея Явленского с Россией. И показать эту связь не просто разговором об этом, а показать произведениями. Поэтому первый зал - это ранние работы Явленского. Лицо, которое сделано очень точно, еще в традициях реализма XIX века, это есть и у Репина, это есть и у Серова», - поясняет заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе Евгения Петрова.
А эти произведения в музей громогласно ворвались с улиц. В год столетия Октябрьской революции Русский музей привез в Испанию политические плакаты той самой эпохи, в которой «Кто не работает, тот не ест», «Кулак революции раздавит кулака деревни» и в которой, конечно же, никто не сомневался, что «Коммунизм шагает по планете».
«После революции многие художники считали, что картина в раме — это атавизм. Они хотели все поменять и перенести искусство в жизнь людей. Плакаты стали идеальной формой. Их рисовали лучшие художники. Мой любимый плакат «Работать надо — винтовка рядом». Правда же, мотивирует?» - отмечает директор филиала Государственного Русского музея в Малаге Хосе Мария Луна Агилар.
Мотивировали лаконичные формулировки и предельно понятные образы. В красных флагах рабочие и крестьяне видели победу революции. В испуганных толстяках — крах капитализма, ну а яркое солнце — символ светлого будущего советского человека. Обе эти выставки в 2018 году привезут и в Россию.