Уникальная операция по доставке и установке арки железнодорожного моста через Керченский пролив завершена
Завершен сложнейший этап строительства Крымского моста - монтаж арки. Эта арка весом шесть тысяч тонн установлена на высоту 35 метров. Крымский мост уникальный. В этом районе бывают землетрясения. Часто штормит, бывает ветер больше 30 метров в секунду. Еще и лед - зимой пролив часто замерзает. На дне пролива - ил. Здесь же тектонический разлом. В общем, все трудности, какие могут быть при строительстве моста, они все там.
Мосты в России умели строить давно. Вспомним Транссибирскую магистраль. Ее строили с конца XIX века. Там соорудили несколько уникальных мостов.
Мост через Амур под Хабаровском. Его длина два с половиной километра. Он до сих пор в работе. Этот мост и десятки других мостов Транссиба спроектировал и построил великий русский инженер Лавр Дмитриевич Проскуряков. На всемирной парижской выставке в 1900 году знаменитый Александр Гюстав Эйфель - тот самый, который построил Эйфелеву башню, - увидев макет моста через Енисей, воскликнул: «Боже мой, да это же чудо! Кто этот гениальный конструктор?!» Его познакомили с Проскуряковым. Эйфель сказал: «Этим проектом Вы сразили меня, победа за Вами».
Мост в Крым подтверждает: традиция жива, мы умеем строить первоклассные мосты.
Без преувеличения исторический момент: теперь уже точно можно сказать, что Крымский и Таманский берега соединились физически. Если раньше по рабочим мостам, с которых ведется строительство основного, можно было дойти вплоть до фарватера, то сейчас после установки арки весь этот путь - 19 километров - с одного на другой берег можно пройти пешком, не намочив ног. Возможно, этим уже воспользовались строители, которые в эти минуты закрепляют арку.
За проведением уникальной операции наблюдали, кажется, отовсюду - со смотровых площадок по обе стороны Керченского пролива, с моря – пассажиры паромов, следующих в Крым и обратно, и даже с воздуха. Кадры транспортировки и установки судоходной арки с высоты птичьего полета в Интернете собрали сотни тысяч просмотров.
«Плыли, думали как раз на арочку посмотреть, увидели: стоит. Здорово, замечательно!» - радуется Сабина Воронина из Ставрополя.
«У нас есть апартаменты напротив, мы все это видим очень здорово - строится все на глазах. Пусть скорее мостик работает, в Краснодар будем ездить, как к себе домой, и в Москву будем», - делится Ирина Андронова из Керчи.
Ощущения от прохода под белоснежными сводами символа моста через Керченский пролив просто непередаваемые. Только представьте: вес арки железнодорожной части моста – свыше шести тысяч тонн, это почти как вес Эйфелевой башни, а в длину она как два футбольных поля!
Железнодорожный арочный пролет на Керченском берегу построили всего за год. Детали гигантского конструктора соединили сварными швами и стянули. Только болтов ушло 775 тысяч штук – по весу как три самолета «Боинг 747». Параллельно строители, инженеры, ученые и моряки готовились к выполнению сложнейшей логистической задачи. Впервые в истории отечественного мостостроения огромную конструкцию предстояло перевезти по морю и с воды установить ее на опоры.
«Это уникальная операция, которой еще никто в России не делал, я думаю, и в Советском Союзе, точно. Начиная от производства самой арки, которая собиралась на стапелях, заканчивая изготовлением понтонов, на которые погрузилась арка», - рассказал председатель совета директоров компании «Стройгазмонтаж» Аркадий Ротенберг.
Специалисты провели десятки испытаний и рассчитали все до мелочей. Операция началась после подтверждения благоприятного прогноза погоды – минимальное волнение моря и порывы ветра не более 10 метров секунду. Уложиться нужно в 72 часа, на которые в проливе перекрыли движение. Об этом капитанов судов предупредили заблаговременно.
С помощью мощнейших домкратов арку приподняли, а затем по специальным пирсам спустили к воде и буквально надвинули на плавсистему. Два судна катамаранного типа, построенных для этой операции на «Севморзаводе», постепенно сбрасывая балласт из отсеков, приняли конструкцию на себя.
Расстояние около пяти километров, скорость - километр в час. В сопровождении буксиров – тягача и двух толкачей – началась транспортировка арки к фарватеру.
Впечатляющих размеров конструкцию опытные инженеры и моряки с ювелирной точностью завели в створ между самыми большими опорами моста – зазоры с двух сторон не должны превышать 65 сантиметров – и зафиксировали. Подъем арки занял всю ночь. 700 стальных тросов, уложенных в специальные пряди, которые ни за что не должны перекрутиться, удерживали арку на весу.
«На опоры 252 и 253 – это фарватерные опоры – установили площадки, на которых, соответственно, установили в дальнейшем домкратное оборудование, это 16 домкратов грузоподъемностью каждый по 650 тонн, усилили системой канатов, так называемая система стрендов, которая спускается непосредственно к самой арке», - пояснил заместитель гендиректора компании «СГМ-Мост» Дмитрий Кондаков.
Инженеры предусмотрели дополнительный 40%-ный запас прочности, то есть могли бы поднять даже конструкцию весом 10 тысяч тонн. На проектную высоту – 35 метров от воды – самый габаритный элемент железнодорожного моста водрузили всего за 14 часов.
«Подняв арку над плавсистемой до отметки одного метра, мы еще раз перепроверяли работу самой подъемной системы, проверяли надежность этой системы и затем со скоростью примерно около семи метров в час ступенчато, циклично, арку поднимали на проектную отметку», - рассказал главный инженер «Мостоотряда-1» Андрей Сурков.
Приветственный гудок слышно на километры вокруг – строители машут в ответ капитану. Сухогруз «Святитель Алексей», следующий из Азовского моря в Черное, проходит первым и открывает движение под железнодорожной аркой моста.
«Будет что вспомнить, что рассказать своим детям. Уже позвонил, рассказал, что наше судно пойдет первым под мост, чтобы смотрели. Места достаточно. Я вот даже могу сказать, что в разводку мостов проходя, питерские, там место намного уже, меньше 100 метров. Здесь судоходный проход около 200 метров получается», - рассказал старший помощник капитана сухогруза «Святитель Алексей» Алексей Миронов.
Если точнее, то и в мире не построено еще таких судов, которые по ширине не могли бы пройти под этой аркой. Сейчас движение по Керчь-Еникальскому каналу как на оживленной трассе. Мост через Керченский пролив уже отчетливо виден даже из космоса. Россиянин Сергей Рязанский, находящийся сейчас на орбите МКС, разместил фотографии строящегося моста.
А вот украинским чиновникам, которые убеждали своих граждан, что мост – это мираж, похоже, придется выдумывать новые истории.
«Там уже все знают, что мост есть. Это еще год назад они сомневались, а сейчас знают, что мост есть», - говорит Михаил Бриченко из Украины.
«Радость за людей, вот так не будем мучиться, будем ездить в Крым еще чаще», - замечает Сергей Мокрушин из Набережны Челнов.
Туристы, которые собрались в Крым на бархатный сезон, смогут своими глазами увидеть второй этап морской операции. На конец сентября запланирована установка арки автомобильного моста, движение по которому откроется уже в конце 2018 года.