Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
3 сентября 2017, 21:48

Уникальная операция по доставке и установке арки железнодорожного моста через Керченский пролив завершена

Завершен сложнейший этап строительства Крымского моста - монтаж арки. Эта арка весом шесть тысяч тонн установлена на высоту 35 метров. Крымский мост уникальный. В этом районе бывают землетрясения. Часто штормит, бывает ветер больше 30 метров в секунду. Еще и лед - зимой пролив часто замерзает. На дне пролива - ил. Здесь же тектонический разлом. В общем, все трудности, какие могут быть при строительстве моста, они все там.

Мосты в России умели строить давно. Вспомним Транссибирскую магистраль. Ее строили с конца XIX века. Там соорудили несколько уникальных мостов.

Мост через Амур под Хабаровском. Его длина два с половиной километра. Он до сих пор в работе. Этот мост и десятки других мостов Транссиба спроектировал и построил великий русский инженер Лавр Дмитриевич Проскуряков. На всемирной парижской выставке в 1900 году знаменитый Александр Гюстав Эйфель - тот самый, который построил Эйфелеву башню, - увидев макет моста через Енисей, воскликнул: «Боже мой, да это же чудо! Кто этот гениальный конструктор?!» Его познакомили с Проскуряковым. Эйфель сказал: «Этим проектом Вы сразили меня, победа за Вами».

Мост в Крым подтверждает: традиция жива, мы умеем строить первоклассные мосты.

Без преувеличения исторический момент: теперь уже точно можно сказать, что Крымский и Таманский берега соединились физически. Если раньше по рабочим мостам, с которых ведется строительство основного, можно было дойти вплоть до фарватера, то сейчас после установки арки весь этот путь - 19 километров - с одного на другой берег можно пройти пешком, не намочив ног. Возможно, этим уже воспользовались строители, которые в эти минуты закрепляют арку.

За проведением уникальной операции наблюдали, кажется, отовсюду - со смотровых площадок по обе стороны Керченского пролива, с моря – пассажиры паромов, следующих в Крым и обратно, и даже с воздуха. Кадры транспортировки и установки судоходной арки с высоты птичьего полета в Интернете собрали сотни тысяч просмотров.

«Плыли, думали как раз на арочку посмотреть, увидели: стоит. Здорово, замечательно!» - радуется Сабина Воронина из Ставрополя.

«У нас есть апартаменты напротив, мы все это видим очень здорово - строится все на глазах. Пусть скорее мостик работает, в Краснодар будем ездить, как к себе домой, и в Москву будем», - делится Ирина Андронова из Керчи.

Ощущения от прохода под белоснежными сводами символа моста через Керченский пролив просто непередаваемые. Только представьте: вес арки железнодорожной части моста – свыше шести тысяч тонн, это почти как вес Эйфелевой башни, а в длину она как два футбольных поля!

Железнодорожный арочный пролет на Керченском берегу построили всего за год. Детали гигантского конструктора соединили сварными швами и стянули. Только болтов ушло 775 тысяч штук – по весу как три самолета «Боинг 747». Параллельно строители, инженеры, ученые и моряки готовились к выполнению сложнейшей логистической задачи. Впервые в истории отечественного мостостроения огромную конструкцию предстояло перевезти по морю и с воды установить ее на опоры.

«Это уникальная операция, которой еще никто в России не делал, я думаю, и в Советском Союзе, точно. Начиная от производства самой арки, которая собиралась на стапелях, заканчивая изготовлением понтонов, на которые погрузилась арка», - рассказал председатель совета директоров компании «Стройгазмонтаж» Аркадий Ротенберг.

Специалисты провели десятки испытаний и рассчитали все до мелочей. Операция началась после подтверждения благоприятного прогноза погоды – минимальное волнение моря и порывы ветра не более 10 метров секунду. Уложиться нужно в 72 часа, на которые в проливе перекрыли движение. Об этом капитанов судов предупредили заблаговременно.

С помощью мощнейших домкратов арку приподняли, а затем по специальным пирсам спустили к воде и буквально надвинули на плавсистему. Два судна катамаранного типа, построенных для этой операции на «Севморзаводе», постепенно сбрасывая балласт из отсеков, приняли конструкцию на себя.

Расстояние около пяти километров, скорость - километр в час. В сопровождении буксиров – тягача и двух толкачей – началась транспортировка арки к фарватеру.

Впечатляющих размеров конструкцию опытные инженеры и моряки с ювелирной точностью завели в створ между самыми большими опорами моста – зазоры с двух сторон не должны превышать 65 сантиметров – и зафиксировали. Подъем арки занял всю ночь. 700 стальных тросов, уложенных в специальные пряди, которые ни за что не должны перекрутиться, удерживали арку на весу.

«На опоры 252 и 253 – это фарватерные опоры – установили площадки, на которых, соответственно, установили в дальнейшем домкратное оборудование, это 16 домкратов грузоподъемностью каждый по 650 тонн, усилили системой канатов, так называемая система стрендов, которая спускается непосредственно к самой арке», - пояснил заместитель гендиректора компании «СГМ-Мост» Дмитрий Кондаков.

Инженеры предусмотрели дополнительный 40%-ный запас прочности, то есть могли бы поднять даже конструкцию весом 10 тысяч тонн. На проектную высоту – 35 метров от воды – самый габаритный элемент железнодорожного моста водрузили всего за 14 часов.

«Подняв арку над плавсистемой до отметки одного метра, мы еще раз перепроверяли работу самой подъемной системы, проверяли надежность этой системы и затем со скоростью примерно около семи метров в час ступенчато, циклично, арку поднимали на проектную отметку», - рассказал главный инженер «Мостоотряда-1» Андрей Сурков.

Приветственный гудок слышно на километры вокруг – строители машут в ответ капитану. Сухогруз «Святитель Алексей», следующий из Азовского моря в Черное, проходит первым и открывает движение под железнодорожной аркой моста.

«Будет что вспомнить, что рассказать своим детям. Уже позвонил, рассказал, что наше судно пойдет первым под мост, чтобы смотрели. Места достаточно. Я вот даже могу сказать, что в разводку мостов проходя, питерские, там место намного уже, меньше 100 метров. Здесь судоходный проход около 200 метров получается», - рассказал старший помощник капитана сухогруза «Святитель Алексей» Алексей Миронов.

Если точнее, то и в мире не построено еще таких судов, которые по ширине не могли бы пройти под этой аркой. Сейчас движение по Керчь-Еникальскому каналу как на оживленной трассе. Мост через Керченский пролив уже отчетливо виден даже из космоса. Россиянин Сергей Рязанский, находящийся сейчас на орбите МКС, разместил фотографии строящегося моста.

А вот украинским чиновникам, которые убеждали своих граждан, что мост – это мираж, похоже, придется выдумывать новые истории.

«Там уже все знают, что мост есть. Это еще год назад они сомневались, а сейчас знают, что мост есть», - говорит Михаил Бриченко из Украины.

«Радость за людей, вот так не будем мучиться, будем ездить в Крым еще чаще», - замечает Сергей Мокрушин из Набережны Челнов.

Туристы, которые собрались в Крым на бархатный сезон, смогут своими глазами увидеть второй этап морской операции. На конец сентября запланирована установка арки автомобильного моста, движение по которому откроется уже в конце 2018 года.

Читайте также: