Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
10 сентября 2017, 22:00

Двое выходцев из России оказались в курдской тюрьме за сотрудничество с ИГИЛ — эксклюзив Первого канала

Бандиты скоро потянутся из Сирии на родину. По данным спецслужб, около семи тысяч выходцев из России и стран СНГ воюют на стороне ИГИЛ. Теперь, когда разгром боевиков в Сирии неизбежен, им надо будет куда-то деваться. В репортаже вы увидите двух таких персонажей. Их взяли в плен курды. Теперь они рассказывают, что хотели только посмотреть, как там, в Сирии. Туристами поехали в ИГИЛ. Оружия в руках не держали, никого не убивали. Таких "туристов" будет все больше. И с ними придется что-то делать. Судить, наказывать, кого-то возвращать к нормальной жизни.

Побег из рядов запрещенного ИГИЛ 36-летний Хаплан Эбзеев и 32-летний Руслан Шавхалов готовили много месяцев, ведь каждый день кольцо вокруг столицы запрещенного «Исламского государства» сжимается все плотнее. Террористы оставляют свои позиции и сдаются в плен. В здании тюрьмы курдских ополченцев даже из одного помещения в другое пленных перемещают с завязанными глазами и в наручниках. Их снимают лишь на время интервью.

«Я один из последних, кто прошел через эту дорогу, когда я с ребенком проходил, я мамой клянусь, за мной стреляли даже. "Ирджа, ирджа!" – вернись, вернись. Я ребенка в сторону взял, вдруг там выстрелят. Я платком обвязался как местный житель, у меня была арабская длинная одежда, и я один из последних прошел и не вернулся», — рассказывает Хаплан Эбзеев.

Руслан Шавхалов из дагестанского Хасавюрта говорит, что посты боевиков удалось обойти ночью и без оружия выйти на позиции курдов. Прямо там их и арестовали.

«Если бы я попался бы, что я иду сюда сдаваться курдам, и меня поймали бы, мне тоже отрубили бы голову. У них это «хокм» называется, вердикт — смертельная казнь. Есть плетью определенное количество, есть смертная казнь через отрубание головы, бывает, оружием убивают», – рассказывает Руслан Шавхалов.

На ежедневных допросах мужчины твердят: ехали не воевать, а просто "посмотреть на ИГИЛ". Оба придерживаются одной линии — мол, в боевых действиях не участвовали по болезни. Диагноз у каждого свой.

«Хорошо, но два года там вы все-таки принимали участие в боевых действиях?» – спрашивает корреспондент.

«Нет. Чем можно поклясться? Мамой клянусь. Я болел, у меня геморрой», — говорит Хаплан Эбзеев.

«Я сюда не приезжал с кем-то воевать или делать. Я приезжал в «Исламское государство». И я рассказывал этим людям то, что я болею. Я в России занимался бодибилдингом и после этого повредил себе позвоночник», — уверяет Руслан Шавхалов.

Хаплан Эбзеев и Руслан Шавхалов пересекли турецко-сирийскую границу в ноябре 2014 года. По их словам, дорога в ИГИЛ хорошо отлажена. Самолетом до Стамбула, оттуда в приграничный Газиантеп, а дальше — Сирия, Ракка.

«В Стамбуле нас встретили люди. После этого взяли такси они, за их счет мы приехали в Газиантеп. В Газиантепе провели ночь. После этого на другой машине, на микроавтобусе приехали ближе к границе и просто прошли. То есть, с сумками, с детьми. И были еще люди. Просто прошли. И нас встретили, в первую очередь нас встретили люди в масках», – рассказывает Руслан Шавхалов.

После прибытия на территорию, подконтрольную террористам, обоих определили в исламистскую группировку «Джаиш аль-мухаджирин ва аль-Ансар», «Армия эмигрантов и сподвижников». Под командованием известного террориста Абу-Умара аш-Шишани действовали тысячи русскоязычных боевиков, которые прославились особой жестокостью. «Рыжий генерал», вскоре ставший и вовсе командующим всем северным фронтом ИГИЛ, набирал отъявленных головорезов.

«Попасть туда — это непросто, это элитные подразделения. Берут туда не калек, а берут проверенных людей. Туда берут боеспособных людей, которые подготовлены в идеологическом плане и в физическом плане. По-любому боевой опыт у ИГИЛа, все они должны пройти через него. Не бывает: кто-то выбирает рабочее место под свое желание, где хочу спать, и другие идите воюйте и кормите меня — такого не бывает», – объясняет эксперт по Ближнему Востоку Али Салим Асад.

В ходе беседы Эбзеев и Шавхалов все-таки признаются — оружие у них было. Но тут же поправляются — а у кого там этого нет?

«Оружие дают всем. Всем. Все в городе, даже я не знаю, в магазин ходят с оружием. Женщины носят оружие. Не знаю, для чего. Но даже в городе все носят оружие», – повторяет Руслан Шавхалов.

Тем более, что обращаться с оружием, например, Руслан Шавхалов прекрасно умел и до ИГИЛ. В России он получил юридическое образование и даже несколько лет отработал в правоохранительных органах, но его якобы уволили за драку.

Съемочная группа Первого канала нашла в Дагестане родственников Шавхалова. Его дядя показывает дом племянника, который сегодня пустует. С собой в Сирию Руслан Шавхалов забрал жену с тремя детьми.

«Злоба на него. То, что он сглупил. Он же не ребенок, не малолетка, чтобы податься на какую-то провокацию. Мне как-то позвонили участковый, пришла медсестра, чтобы сдал кровь на ДНК. Я, правда, отказался. Вот тогда и появились у меня подозрения», – рассказывает Абдулвахаб Султанбиев, дядя Руслана Шавхалова.

А вот жена Хаплана Эбзеева Марина Чельдиева вместе с четырьмя детьми осталась в поселке Зеленчук, что в Карачаево-Черкесии. Каждый день на протяжении трех лет она просыпалась с надеждой, что ее муж наконец-то вернется домой. А он в это время взял в жены другую, и в Ракке у них родились близнецы.

«Обидно то, что я не узнала это от него. Не то, что он женился. Потому что, во-первых, ислам не запрещает многоженство. Я сама ему об этом говорила, сама ему предлагала. Обидно то, что я это узнала от кого-то, вообще через новости. Когда уже у него и дети, и вот это обидно», — говорит женщина.

«Абу, татарин, он меня с ней познакомил, он хотел жениться на ней, он хотел второй женой ее взять. Там вот эта тема пошла, потом его жена сказала — хочешь, там есть девушка, ей 30 лет, она уже два раза до меня замужем была. Потом я женился на ней, так скажем», — рассказывает Хаплан Эбзеев.

Мать Хаплана Эбзеева Раиса до сих пор не верит, что ее сын стал «игиловцем». Она постоянно перебирает его школьные фотографии, вспоминает истории из детства и ждет новостей.

«Пошел в Москву, работал. Работал. После он подарки послал нам, сказал — и жене, и мне, и всем подарки послал, туфли, себе куртку. Один уехал», — рассказывает она.

Родственники и соседи в один голос утверждают: ни Шавхалов, ни Эбзеев никогда не были особо религиозными. Молились, но мечеть посещали нерегулярно. Возможно, причиной всему стала грамотная вербовка со стороны террористов.

«Он говорит — сейчас в Турции, сейчас познакомился с ребятами, сейчас все будет, и так где-то может неделю его не было на связи. Потом выходит на связь, говорит, мы с ребятами в Сирию приехали», — рассказывает Аслан Эбзеев, брат Хаплана Эбзеева.

Тем временем, в России против Хаплана Эбзеева и Руслана Шавхалова давно открыты уголовные производства. Согласно российским законам, за участие в террористической организации в зависимости от тяжести преступления грозит тюремный срок от пяти лет вплоть до пожизненного заключения. А в деле Эбзеева уже даже есть свидетели.

«В уголовном деле имеются показания очевидцев, которые вернулись из Сирийской арабской республики на территорию Российской Федерации и дали показания о том, что он принимает активное участие в боевых столкновениях с правительственными силами Сирийской арабской республики и причастен к совершению тяжких и особо тяжких преступлений», — сообщил заместитель руководителя по расследованию особо важных дел СУ СК России по КЧР Руслан Кочкаров.

В ближайшее время в Сирию будет направлен запрос об экстрадиции Эбзеева и Шавхалова. Но вернуть в российское правовое поле их можно будет только после итогов расследования и решения местных судебных органов.

В сюжете зрители Первого канала слышали, каким образом одному из персонажей досталась его новая арабская жена. Журналисту Ирине Куксенковой, которая сняла этот репортаж, удалось найти женщин, которые побывали в ИГИЛ. Ее новое расследование смотрите в следующей программе.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей