Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
27 сентября 2017, 18:35

В Третьяковской галерее открывается экспозиция «Некто 1917», которую уже назвали главной выставкой года

«Некто 1917» — это цитата из Велимира Хлебникова. Такими словами крупнейший представитель русского авангарда закончил свое исследование, посвященное гибели государств. Новая экспозиция на Крымском валу — попытка осмыслить время глобальных перемен.

Осмыслить 1917-й трудно даже спустя целый век. А каково было современникам революции? Эти картины различны по технике, жанрам, наконец, личному видению художника. Объединяет их одно — год создания.

«У нас за прошедшее десятилетие было несколько подходов к этой теме. Сегодня, наверное, мы гораздо более объективны и отказываемся от каких-то партийных пристрастий, от снобизма или от предвзятых суждений», — отмечает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

27 февраля 1917. Вместо названия — просто дата. Красные революционные флаги Кустодиев видит из окна своей мастерской, он прикован к инвалидному креслу. Эта работа, скорее, исключение, он продолжает писать другую жизнь — знакомую, сытую, купеческую.

«За окнами этого трактира, этого празднества, нет никакой революции. Хотя за окнами Кустодиева, за его реальным окном, революция есть», — комментирует картину куратор, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Елена Воронович.

Некоторые художники пытались не замечать происходящего переворота. Создавали романтичные портреты, пейзажи. Другие были в авангарде, то есть в первых рядах. Беспредметная живопись, манифесты Казимира Малевича появились раньше 1917 года.

«Это именно революция в живописи, она совершилась раньше политической революции», — поясняет куратор, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ирина Вакар.

Но с приходом новой власти получили поддержку. Новая идеология требовала новых форм. Уже позже как направление оформится конструктивизм — он разовьется в архитектуре, дизайне, одежде — искусстве пролетариата. А пока революция в живописи — «Динамический супрематизм» Малевича из британской галереи Тейт.

Манифестация рабочих, царский герб сбивают с фасада дома — фото- и видеохроника тех лет самый беспристрастный художник революции. «Некто 1917-й», который помогает окунуться в реальность прошлого.

Эпоха в лицах — еще один раздел. И если Репин так язвительно изображает большевиков, чьи лица искажает жадность, хитрость, то Петров-Водкин выписывает женщину-рабочую почти Мадонной с младенцем на руках. Борис Григорьев создает отдельный цикл, назвав его «Расея» на крестьянский лад. Портреты из глубинки как портрет всего народа.

«Эта «Расея», она просто потрясла современников, потому что такие образы, как, например, старуха-молочница, они открывали совершенно другой и, кстати говоря, очень знакомый людям образ крестьянина — косного, недоброжелательного, скупого возможно», — говорит куратор, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ирина Вакар.

«Некто 1917» — выставка года Третьяковской галереи. Выставка, где нет однозначных трактовок. Каждый зритель их делает для себя сам.

Читайте также: