Владимир Путин на совещании с министрами раскритиковал главу Минтранса в связи с ситуацией вокруг «ВИМ-Авиа»
Кризис вокруг компании «ВИМ-Авиа» 27 сентября разбирали на высшем уровне. Владимир Путин на совещании с министрами раскритиковал главу Минтранса Максима Соколова и ответственного за эту сферу вице-премьера Аркадия Дворковича.
Ситуация остается горячей. Вечером пришли новости о первых арестах самолетов «ВИМ-Авиа» заграницей. Возможно, уже где-то за пределами России и собственник компании. Но эти сообщения пресс-служба перевозчика не комментирует. Очевидно, будут вопросы и к тому, в какой манере велся сам бизнес. Но главное — помочь пассажирам, застрявшим в аэропортах.
Изначально говорилось, что сегодняшнее совещание с правительством будет посвящено обсуждению Федерального бюджета, который планируется внести в Госдуму уже в ближайшую пятницу, 29 сентября. Но Владимир Путин первым делом заговорил о горячей теме этой недели — ситуации вокруг авиакомпании «ВИМ-Авиа».
Выяснилось, что еще накануне был серьезный разговор президента с министром транспорта Максимом Соколовым.
«Максим Юрьевич мне сказал о том, что эта компания полностью соответствовала всем критериям, которые предъявляются к авиационным компаниям, к перевозчикам. Он мою реакцию знает вчера, не буду ее повторять, но все-таки в одной части только повторюсь: если вы выработали такие критерии, то чего они стоят, если ничего не видно за ними? Что это за критерии такие? Критериям соответствует, а работать не может. Десятки тысяч людей — десятки тысяч! — оказались в очень сложной ситуации. Ну, хорошо если бы это было первый раз. Это же годами все продолжается. И мы никак не можем выработать нормальное правовое регулирование действенное и эффективное.
Я прекрасно понимаю, что хочется создать условия для ведения нормального бизнеса. Не хочется обременять бизнес дополнительными издержками, связанными с различными формами обеспечения интересов людей, страхования и так далее. Но без этого нормального бизнеса тоже быть не может. Он, в конце концов, бизнес не для бизнесменов в конечном итоге, а для людей, которые пользуются этими услугами.
Кстати говоря, то же самое у нас в стройке происходит. Вот мы говорим бесконечно о дольщиках. Ну и чего? Ну, деньги вкладываем, конечно, гасим кое-что, хотя еще не все погасили, многое, но не все. Но проблема остается. А вот правоохранительные органы докладывают, что кроме этих проблем с официальными, если так можно сказать, дольщиками, есть еще другая проблема, связанная с незаконной застройкой. Она в разы по объемам больше, чем проблемы дольщиков. Строят дома на неоформленных нормальным образом площадках, потом вообще непонятно, куда людям идти, к кому обращаться.
Да, конечно, я понимаю, что без привлечения средств граждан этот бизнес не был бы так эффективен, как сейчас. Мы знаем о проблемах, с которыми сталкивается строительная отрасль. Все понятно. Но почему мы до сих пор не можем отрегулировать нормальное функционирование, цивилизованной функционирование этих чрезвычайно важных секторов экономики.
Мы сейчас с председателем правительства обсуждали это, я обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера, Вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли, недостаточно. Может быть, Вы перегружены слишком? Мы уже говорили об этом. И хочу министру сказать. Я объявляю Вам о неполном служебном соответствии. Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать с этим неполным служебным соответствием. Если не справитесь — то тоже подумаем.
Прошу Вас быстро и эффективно проблему эту закрыть. И не только эту проблему закрыть, а представить предложения по урегулированию ситуации в целом, по усилению нормативного правового регулирования этой сферы деятельности, по повышению ответственности перевозчиков. И контроль нужно наладить за тем, как исполняются нормы. Требования и соответствующие критерии, они действенными должны быть, действенными, понятными и прозрачными», — сказал Владимир Путин.
Ситуацию с «ВИМ-Авиа» государству теперь придется решать за счет бюджета. На это уже выделено 200 миллионов рублей. Всего же общий долг этой авиакомпании 660 миллионов. Столько она должна партнерам за обслуживание регулярных и чартерных рейсов. Здесь и оплата топлива, и услуг аэропортов. Именно поэтому несколько самолетов арестованы за долги в аэропортах Даламана, Антальи и Льежа.
Тем не менее перевозки внутри страны по билетам «ВИМ-Авиа» готовы организовать семь отечественных авиакомпаний. Два российских авиаперевозчика уже сегодня доставили из Турции более 500 наших туристов. По словам главы «Росавиации», который был сегодня экстренно вызван в Госдуму для объяснения ситуации, уже сейчас решен вопрос с перевозками с Дальнего Востока, который, по сути, из-за случившегося оказался отрезан от других регионов страны.
«Задержки рейсов на Дальний Восток, в Благовещенск, Магадан, Анадырь присутствуют в настоящее время. Договорились с другими авиакомпаниями, что они увеличат частоты своих полетов на данном направлении», — сообщил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александр Нерадько.
Часть перевозок, а это касается наших туристов за границей, готовы взять на себя и иностранцы. Например, греческая компания. Она уже в эту пятницу, 29 сентября, получит в распоряжение самолеты «ВИМ-Авиа» вместе с экипажами, но за топливо и обслуживание в аэропортах будет уже платить сама.
Только из Греции в Россию надо будет доставить три с половиной тысячи наших соотечественников. Причем, по словам Александра Нерадько, в реестре Росавиации после последней проверки в 2016 году «ВИМ-Авиа» числилась среди финансово благополучных компаний и даже входила в наилучшую, так называемую «первую группу» авиаперевозчиков. А потом вдруг, по словам главы Росавиации, выяснилось, что с компанией не все в порядке, когда собственник в очередной раз запросил кредит в размере 500 миллионов рублей.
«Мы сразу же собрали авиакомпанию и кредиторов и на этом совещании в Росавиации собственник авиакомпании заявил, ну, примерно так, что ему надоело работать в авиации, он готов за рубль продать свой бизнес и расстаться. Предполагаю, что его сейчас уже нет на территории Российской Федерации, предполагаю», — рассказал Александр Нерадько.
Предположение Нерадько, похоже, уже сбылось. Один из совладельцев компании «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев пропал. После того, как он был приглашен в «Росавиацию» на совещание в 8 утра, пообещав из собственных средств выделить 50 миллионов на текущие расходы компании, он просто-напросто улетел, по непроверенным данным, в Турцию.
«Собственник авиакомпании на совещание не явился, на телефонные звонки перестал отвечать, также перестал отвечать на телефонные звонки секретариат авиакомпании», — сообщил глава Росавиации.
В любом случае ожидается, что все наши туристы, а за границей по-прежнему остаются почти 40 тысяч российских граждан, будут возвращены на родину в первых числах октября.