Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
1 октября 2017, 21:25

25 сентября в Иракском Курдистане состоялся референдум о независимости. «За» проголосовали почти 93% избирателей

Президенты России и Турции обсудили референдум в иракском Курдистане. Как сообщили организаторы, более 90% курдов проголосовали за создание своего государства. Проверить эту цифру невозможно, остается верить на слово.

Вокруг курдской проблемы целый клубок интересов и противоречий. Ирак, конечно, не хочет фактического отторжения части своей территории. Сирии тоже не выгодно создание Курдистана. На ее территории много курдов. Надо, кстати, заметить, что Асад готов предоставить сирийским курдам самую широкую автономию. В отличие от Эрдогана. А для Турции курды — самая большая головная боль. В Турции проживает порядка 20 миллионов курдов, и они хотят своего государства.

С другой стороны — США. Они потеряли инициативу в этом регионе. Американцам стабилизация не выгодна. Поэтому они фактически поощряют курдов добиваться независимости, поставляют оружие сирийским курдам.

Еще один серьезный региональный игрок — Израиль, ему тоже невыгодна стабильность. Израиль открыто поддержал курдский референдум, он опасается, что арабы достигнут единства. А арабский мир Израиль не слишком любит. Это мягко выражаясь.

Очень важны турецко-сирийские отношения. Асад и Эрдоган до войны были чуть ли не друзьями. Теперь отношения испорчены. Но к переговорам надо возвращаться.

«Моему сыну два с половиной месяца. Мы голосуем и за его будущее тоже. Мы специально принесли его сюда, чтобы он принял участие в референдуме и увидел свое будущее», — сказал Дезлар Абдулла.

Дезлар Абдулла из тех, кто голосует сердцем. Таких в Иракском Курдистане большинство. В понедельник на референдум пришли 72% избирателей. 92% из них проголосовали за независимость.

«Это просто мой второй день рождения! Вы не поверите, я ночь не спал — не мог дождаться, когда, наконец, начнется голосование», «Слава богу! Мы заслужили право иметь собственное государство! Мы достаточно настрадались. Да свободному Курдистану», — говорят люди.

Позиция иракских властей — голосование незаконно. Багдад отрезал курдам авиасообщение и перекрыл внешние границы. Обе стороны взывают к Конституции.

«Правительство Ирака четко дало понять, что односторонние шаги курдского правительства незаконны и неприемлемы! Они сами в свое время голосовали за Конституцию Ирака, а теперь идут против нее. Если они хотят референдум — решение должно приниматься в федеральном парламенте», — заявил посол Ирака в РФ Хайдар Мансур Хади.

«В Конституции не сказано, что мы не имеем права провозгласить независимость. Наоборот, в Конституции в первом же пункте написано, что Ирак — это добровольное объединение, и на основе этих принципов она обоснована», — говорит представитель Демократической партии Курдистана Хошави Бабакр.

Чтобы понять истоки и смысл курдского сепаратизма, нужно обратиться к событиям столетней давности. После Первой Мировой войны победители по своему произволу перекраивали политическую карту, закладывая под будущий миропорядок, одну за другой, мины замедленного действия.

«В современном ее состоянии курдская проблема возникла, можно сказать, в 1923 году, когда было подписано Лозаннское соглашение, которое фактически зафиксировало раздел Ближнего Востока. Значительная часть курдского этноареала была поделена между четырьмя странами», —напомнил старший научный сотрудник Отдела изучения стран Ближнего и Среднего востока Института востоковедения РАН Кирилл Вертяев.

Четыре страны — это Ирак, Турция, Иран и Сирия. Каждая решает проблему по-своему. В Иране вопрос стараются не обострять, приоритет — стабильность.

В Сирии будущее курдов решается прямо сейчас — воюя против ИГИЛ, они зарабатывают себе очки в послевоенных переговорах с Дамаском.

Ну и турецкий вариант. В стране, где пятая часть населения — курды, любые проявления сепаратизма жестко пресекаются. Борьба Анкары с Курдской рабочей партией, требующей автономии, идет больше 30 лет.

А вот у иракских курдов уже была широкая автономия.  Свое правительство, свои вооруженные силы (отряды пешмерга), свой экспорт — курды гнали в Турцию иракскую нефть без оглядки на Багдад. Противоречия были, но были в принципе решаемы. Точкой невозврата стало нашествие ИГИЛ.

«События лета 2014 года показали, что иракские курды не могут быть надежно защищены своим центральным правительством, когда банды радикальных исламистов вторглись на территорию Ирака. Это явилось одной из причин: они усмотрели в действиях Багдада не только слабость, но и какой-то элемент предательства. Ни один курд не откажется от создания своего государства», — говорит ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Станислав Иванов.

Столь же очевидно, что Ирак и его соседи, повязанные курдским вопросом, будут пресекать любые проявления того, что сочтут сепаратизмом.

«Мы в Сирии признаем только единый Ирак и отвергаем любые действия, ведущие к его разделению», — заявил министр иностранных дел Сирии Валид Муалем.

«Результатом референдума будет кризис во всем регионе. Этого нельзя допустить. По просьбе Багдада мы прекращаем воздушное сообщение с Курдистаном», — сказал военный советник аятоллы Хаменеи Яхья Рахим.

«Граница с Ираком будет закрыта. Последуют экономические санкции. Посмотрим, как курды будут продавать свою нефть», — говорит президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Одни против всех — надо ли удивляться, что уже вечером в день голосования курдское руководство объявило: референдум не означает, что завтра же провозгласят независимость. А что же он тогда означает?

«Некоторые из руководства Курдистана заранее сказали, что референдум — это не для объявления независимости Курдистана. Я считаю, что мы немножко спешили, потому что серьезные предупреждения были, что сейчас не хорошее время, поскольку мы еще с террористами не разобрались, не надо в это время провоцировать Ирак», — сказал представитель Регионального правительства Курдистана в России и в странах СНГ Асо Джанги Талабани.

Курдское общество — не монолит, несмотря на почти единодушное голосование. Достаточно сказать, что у лидера иракских курдов Масуда Барзани один сын выступал за референдум, другой — против. Одни уверены: фальстарт, поторопились, создали себе и другим трудности на пути к реальной, а не декларативной независимости. Другие парируют: результат голосования — весомый аргумент в переговорах с Багдадом.

«Даже курды внутри Ирака разделены двумя партиями: Патриотический союз Курдистана и Демократическая партия Курдистана. Демократическая партия Курдистана и инициировала этот референдум. В 1998 году, то есть совсем недавно, у них была война между собой. Страшилки относительно того, что будет создана какая-то гигантская курдская конфедерация, по-моему, об этом говорить не приходится — внутренние противоречия слишком велики», — отметила политолог, востоковед Каринэ Геворгян.

Пока же стороны демонстрируют неуступчивость. Власти в Эрбиле заявляют, что, перекрыв авиасообщение, наказали не их, а весь курдский народ. При этом пустить багдадских представителей для возобновления полетов категорически отказываются.

Ирак, Иран и Турция проводят военные учения на границе, попутно готовясь перекрыть топливные вентили. И только в Сирии воздерживаются от резких движений. Им еще договариваться со своими курдами, после победы над ИГИЛ.

Читайте также: