Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
1 октября 2017, 21:03

Прерванный полет: кто ответит за кризис «ВИМ-Авиа» и как не дать ему повториться?

Десятки тысяч российских граждан не смогли вовремя вернуться домой из заграницы. Они оказались в чрезвычайно трудном положении, в чужой стране, многие с детьми. Люди были на отдыхе. Авиакомпания «ВИМ-Авиа», на рейсы которой эти люди купили билеты, отказалась выполнять свои обязательства. У компании финансовые проблемы.

На помощь нашим соотечественникам были брошены самолеты других авиакомпаний. В том числе даже самолеты специального летного отряда «Россия», по поручению Владимира Путина. Но за рубежом до сих пор остаются тысячи пассажиров «ВИМ-Авиа».

Они должны были уже несколько дней кататься на аттракционах, а вместо этого катаются на тележках по аэропорту. Эти же тележки и обеденный стол, и детская кровать. Обессилевшие люди, по несколько дней ждавшие вылета, валятся на пол. Авиакомпания «ВИМ-Авиа» сделала их поездку на море незабываемой.

Кто-то не смог попасть на курорт, кто-то не смог оттуда вернуться. Кто-то летел за рубеж, а кто-то путешествовал по России. Билеты были на руках 190 тысяч человек, когда в понедельник эти документы в одно мгновение превратились в бесполезные бумажки: авиакомпания отменила все рейсы.

«Ни питания, ни где жить! Ребенку плохо —  температура. И что делать? Никого нет», — говорит Ольга Щербакова.

Асель Жогулова вместе с двухлетним сыном летела из Омска через Москву в Анадырь. Она не планировала задерживаться в столице. Семейный бюджет теперь трещит по швам.

«Приходится идти в кафе. А цены здесь космические», — говорит она.

Не предоставив ни питания, ни проживания, авиаперевозчик не обеспечил своих клиентов и не менее важным в такой ситуации — информацией. Как и в мае-июне, когда «ВИМ-Авиа» отменила все чартеры на две недели. Телефоны компании не отвечали, представителей не найти.

Дело приняло настолько серьезный оборот, что стало темой для обсуждения на встрече президента с членами правительства. Глава государства раскритиковал работу вице-премьера Аркадия Дворковича и министра транспорта Максима Соколова.

В.Путин: «Максим Юрьевич мне сказал, что эта компания полностью соответствовала всем критериям, которые предъявляются к авиационным компаниям, к перевозчикам. Он мою реакцию знает, не буду повторять, в одной части только повторюсь: если вы выработали такие критерии, то чего они стоят, если за ними ничего не видно? Что это за критерии такие? Критериям соответствует, а работать не может. Десятки тысяч людей – десятки тысяч! – оказались в очень сложной ситуации. Хорошо, если бы это было в первый раз, но это же годами все продолжается. И мы никак не можем выработать нормальное правовое регулирование, действенное и эффективное. Я прекрасно понимаю, что хочется создать условия для нормального ведения бизнеса, не хочется обременять бизнес дополнительными издержками, связанными с различными формами обеспечения интересов людей, страхования и так далее. Но без этого нормального бизнеса тоже быть не может. В конце концов бизнес не для бизнесменов, а для людей, которые пользуются этими услугами.

Я обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера: Вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли. Недостаточно. Может быть, Вы перегружены слишком? Мы уже говорили об этом. И хочу министру сказать: я объявляю Вам неполное служебное соответствие. Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать с неполным служебным соответствием. Если не справитесь, тоже подумаем. Прошу Вас быстро и эффективно проблему эту закрыть. И не только эту проблему закрыть, а представить предложения по урегулированию ситуации в целом, по усилению нормативно-правового регулирования этой сферы деятельности, по повышению ответственности перевозчиков. И контроль нужно наладить за тем, как исполняются нормы».

На погашение первоочередных долгов «ВИМ-Авиа» из бюджета уже выделили почти 100 миллионов рублей. Застрявших пассажиров согласились перевезти другие авиакомпании, в том числе, по поручению президента, свои самолеты отправил специальный летный отряд «Россия».

«До 15 октября мы постараемся перевезти на регулярных рейсах основную часть пассажиров, которые приобрели перевозку непосредственно у авиакомпании, и после 15 октября все рейсы авиакомпании регулярные прекращаются. Перевозка пассажиров осуществляться не будет, именно поэтому рекомендуется уже сейчас всем тем пассажирам, которые приобрели билеты с началом вылета 16 октября и далее, а глубина продаж билетов у "ВИМ-Авиа" составляла до 29 октября, все эти билеты сдавать», — сказал официальный представитель Росавиации Сергей Извольский.

Проблемы «ВИМ-Авиа» возникли из-за долгов, прежде всего, за топливо и за обслуживание самолетов в аэропортах. Старые лайнеры, сломавшиеся летом, не позволили авиакомпании заработать в разгар туристического сезона. И без того неважное финансовое состояние пошатнулось еще больше. Минус на минус плюс не дал.

«У них на начало этого года было порядка 6 млрд долгосрочных и 1 млрд краткосрочных кредитов, и при этом резко сокращались собственные капиталорезервы. По сравнению с прошлым годом цены на билеты снизились на 3-5 процентов, в то время как цены на ГСМ, на топливо, на авиационный керосин поднимались. За последний год они выросли на 20 процентов», — привел данные аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Алексей Калачев.

При этом даже на фоне снижающегося спроса на авиаперелеты «ВИМ-Авиа» активно наращивала объемы перевозок и в первом полугодии 2017-го продала билетов на 204% больше, чем за такой же период прошлого года. Но желания явно не совпали с возможностями.

«В законе «О туризме» есть целый ряд статей, которые регламентируют ответственность туристического бизнеса перед потребителем. Но там нет статей, которые регламентируют ответственность перевозчика перед потребителем, если перевозчик жадный и нахапал себе программ», — отмечает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере».

В тот же день владельцы «ВИМ-Авиа», Рашид и Светлана Мурсекаевы, по данным правоохранительных органов, успели уехать из России. Гендиректора Александра Кончева и главного бухгалтера Екатерину Пантелееву Басманный суд Москвы отправил под домашний арест. Как заявил на заседании следователь, в компании осознавали, что не смогут перевезти пассажиров, но продолжали продавать билеты, и при этом выводили активы.

Роспотребнадзор готов помочь всем пострадавшим оформить претензии. Специалисты подчеркивают: сначала надо писать в авиакомпанию и только затем, если перевозчик не удовлетворит претензии добровольно, в суд.

«Это является требованием воздушного законодательства. И у потребителя будет дополнительное право за нарушение сроков рассмотрения его требования в добровольном порядке потребовать и иных выплат, в том числе штраф, который исчисляется в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя», — сообщил начальника отдела по правам потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков.

Видимо, в ближайшем будущем почтальон собьется с ног, доставляя корреспонденцию в поселок Богатые Сабы, что в Татарстане. Ведь этот одноэтажный дом в ста километрах от Казани и есть штаб-квартира «ВИМ-Авиа». Щели в дощатом полу, несвежая побелка, облупившаяся краска и яркая табличка — очень символично.

А между тем залы ожидания аэропортов начинают разгружаться. Каждый день до четырех тысяч пассажиров «ВИМ-Авиа» возвращаются домой.

У нас отрасль пассажирских авиаперевозок в целом убыточна. Это не секрет — это официальные данные. В прошлом году грохнулась компания «Трансаэро». Кстати, по мировым меркам компания хорошая, была одной из самых безопасных в рейтингах. Сейчас — «ВИМ-Авиа».

Арестовать руководство компании — решение понятное, простое. Следствие покажет, уводили они деньги или нет. Но проблемы отрасли это не решит. Есть и другие убыточные авиаперевозчики. Будем ждать очередного банкротства, опять кого-то сажать и опять вывозить тысячи людей, застрявших в аэропортах?

Кстати, и другие темы по авиаперевозкам всплывали в последнее время. Так называемый овербукинг — это когда компании продают на рейс больше билетов, чем есть мест в самолете. Кто последним пришел, тому места нет. Или новые ограничения по проносу багажа на борт самолета.

Откуда эти резонансные вопросы? Потому что многие авиакомпании убыточны. Они пытаются взять у пассажира дополнительные деньги. А вот поднять цены на билеты — главный доход — они не могут. Потому что в отрасли очень жесткая конкуренция. Пассажиры с помощью Интернета легко выбирают самый дешевый вариант перелета.

И тут некоторые авиакомпании загоняют себя в ловушку. Они пытаются привлечь больше пассажиров, снижая цены на билеты. Вроде, логично. Пассажиров становится больше. Но не настолько, чтобы уйти от убытков. Наоборот, убытки возрастают. Это такой XIX век, эпоха дикого капитализма. Конкурентный рынок будто бы сам во всем разберется.

Но если следовать по этому пути, надо сказать тем десяткам тысяч людей, что застряли в аэропортах: это ваша проблема, как хотите, так и выбирайтесь. Такого ответа эти люди не поймут. И правильно сделают. Не XIX век на дворе, а XXI. И дикому капитализму здесь не место. Надо выправить те искажения, которые сейчас есть на рынке авиаперевозок. И частные компании сами сделать это не смогут. Это дело государства, соответствующих министерств и ведомств. Именно на это указывает президент Путин.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей