Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
1 октября 2017, 21:01

В Каталонии, где завершился референдум по вопросу о независимости, в столкновениях с полицией пострадали почти 800 человек

92 человека в больницах, двое в тяжелом состоянии. Всего же около 800 пострадавших. Такие вот первые результаты референдума о независимости в Каталонии, который завершился только что.

Голосование, за которым следил весь мир, прошло на фоне ожесточенных столкновений с полицией. Правительство Испании стянуло в Каталонию силовиков из других провинций. Лишь бы не пустить людей на участки.

У каталонцев нет иллюзий насчет референдума. По опросам, почти две трети уверены, что никаких юридических последствий от него не будет. Тогда почему голосовавших не остановили даже резиновые пули?

Референдум о независимости. Референдум, запрещенный правительством Испании. К этому времени избирательные участки закрылись. Уже один результат есть: почти 800 пострадавших в ходе столкновений с полицией. Есть пострадавшие и среди полицейских. Была и стрельба резиновыми пулями, были и взрывы шумовых гранат.

Испанская демократия не сработала. Каков бы ни был формальный результат референдума, ситуация в Испании ухудшилась.

В Каталонии была развернута мощная кампания за выход из состава Испании. Вампиры из Мадрида высасывают все соки из беззащитной Каталонии; если бы не Мадрид, мы были бы самыми богатыми — таков пафос сторонников независимости. Действительно, Каталония побогаче остальной Испании, но не принципиально.

Кстати, Каталония уже сейчас достаточно автономная провинция. Например, каталанский язык — второй государственный, на нем можно преподавать в университетах и школах. Хотя каталонцев в провинции меньшинство Напрашивается сравнение с Украиной, которая теперь Европа. Там только что запретили преподавание на любом языке, кроме украинского.

Глядя на массовые манифестации, складывается впечатление, что вся Каталония плечом к плечу борется с ненавистным мадридским режимом. На самом деле это не так. Не все население Каталонии жаждет независимости, а только примерно половина. А другая половина не хочет уходить от Испании. Значит, были варианты спокойного решения проблемы. Но власти Испании, премьер-министр Мариано Рахой встали в позу, упрямятся, хотят силового решения. Суд и полиция, а если потребуется и армия — их инструменты. Это, конечно, ошибка.

Еще несколько лет назад такого напряжения не было. Именно центральные власти Испании своей бездарной политикой привели к нынешнему кризису. На улицы вышли сотни тысяч людей, пугать их поздно. Нужны политические решения. Но в Мадриде на это неспособны. Они — бюрократы, а не политики. Они видят жизнь черно-белой, свои-чужие. И каталонцы это чувствуют, что только разогревает злобу. Безответственные политики в Мадриде, но и в Барселоне довели до сегодняшних беспорядков.

Уличным боям под окнами избирательных участков, кажется, нет конца. Схема во всех случаях примерно одна. Над участком кружит вертолет — оценивает силы защитников референдума. Если у полиции преимущество — подъезжает кортеж микроавтобусов с бойцами в броне и шлемах, горожане поднимают руки в знак того, что они безоружны. Но командированные в Каталонию силовики переговоры с сепаратистами не ведут.

«Мариано Рахой, не идущий на компромисс и не желающий договариваться, хотя это его обязанность как премьер-министра страны, трусливо прячется за спинами судей и прокуроров. А сегодня — за спинами тысяч полицейских, которые нападают на мирных жителей. Сегодня Рахой перешел красную линию. Возврата нет. И мы должны не только в Каталонии, но и на территории остальной Испании призвать к его отставке», — заявила мэр Барселоны Ада Колау.

Приказ Мадрида — чуть ли не любой ценой предотвратить референдум. Для того чтобы закрыть участок, достаточно изъять урны. Порой урны удается отстоять, но это скорее исключение. Так, участков, куда полиция побоялась входить или откуда отступила, немного.

С утра первыми проголосовали ветераны борьбы за независимость Каталонии.

«Это лучший день в моей жизни, я ждал его 74 года», — сказал Джоу Макмалас.

Пока в респектабельном центре Барселоны все шло более или менее по плану, чуть в стороне от центра горожан буквально за волосы вытаскивали с участков. Полиция закидывает волонтеров светошумовыми гранатами, сыплет градом резиновых пуль.

«Я просто сидел на полу среди прочих, полиция стала таскать нас по земле, бить дубинками и стрелять по нам пластиковыми пулями. Это худшее, что я видел в своей жизни, мне хочется плакать», — говорит Джоан Бушо.

Отходя с участков, силовики отстреливаются от разъяренной толпы. Испанская гражданская гвардия бьет без разбору. Пострадавших уже полтысячи. Раненые старики в слезах даже не столько от боли, сколько от обиды.

«Я пожилая женщина, а они меня повалили. И моего мужа тоже. Мне почти 80, я не сделала ничего плохого», — говорит местная жительница.

Полиция Каталонии, «Мосос Эскаудра», отказавшаяся участвовать в побоище, местами перешли на сторону земляков. Защищают их от испанской агрессии.

В тоже время власти страны называют происходящее в Каталонии локальными стычками.

«Полицейские выполняют свои задачи ответственно. В определенных ситуациях необходимо было использовать силу, но это было всего лишь несколько раз», — заявил представитель правительства Испании в Каталонии заявил Энрик Мильо.

А ведь еще несколько дней назад каталонцы были уверены, что с Испанией не придется воевать за право на референдум. Летние соцопросы утверждали, что меньше половины жителей Каталонии хотят жить отдельно. Но испанские власти сделали все, чтобы обеспечить себе протестное голосование. Мало того, что объявили незаконным сам референдум, так еще и чиновников-зачинщиков арестовали, а мэров провинциальных городов затаскали по судам.

«750 мэров получают угрозы от испанских властей. И за какое преступление? За то, что позволили народу голосовать!» — сказала Аннабель Морено, мэр города Ареньс-де-Мар.

«Мы защищаем право голоса всех граждан, не только тех, кто проголосуют за. Именно в этом и заключается демократия», — говорит Жоан Мора, мэр города Сан-Андрес-де-Льеванерас.

Понято, ради чего каталонские сепаратисты, вроде профессора истории Агусти Алькоберро, уходили в подполье во времена диктатуры Франко — вне закона было все отличное от испанского. Но теперь, что не так?

«В 2006 году Каталония предложила закон, в котором попытались уравновесить отношения Испании и Каталонии, но Мадрид его просто аннулировал. Стало ясно, что договориться бесполезно», — говорит профессор истории университета Барселоны Агусти Алькоберро.

Претензии многих упираются в деньги. Каталония создает почти что пятую часть ВВП Испании. Барселоне бы пришелся лозунг «Хватит кормить Мадрид!»

«После того, как в Евросоюз вошли бедные страны, денежные потоки из Европы в Испанию сократились. Мадрид нашел выход — стал высасывать деньги из своих самых богатых регионов, и в первую очередь Каталонии», — говорит фермер Пеп Риера.

На улицах анархисты, социалисты, коммунисты — нынче в Каталонии все заодно. Нет, это, конечно, не те самые мифические русские, которых газета «Эль Паис» обвинила в поддержке сепаратистов.

«Мы хотим провозгласить в Каталонии социализм, чтобы все для народа», — сказал один из участников акции.

Заодно со студентами многие каталонские полицейские, потому и отказываются подчиняться приказам Мадрида. А еще пожарные Барселоны.

Может показаться, что в автономии нет вообще никого, кто бы проголосовал за то, чтобы оставаться в Испании. Но это, конечно, неправда

«Мне стыдно говорить об этом. Нас немного тех, кто думает иначе», — говорит пожарный Марио Портелафенте.

Марио даже с невестой ссорится из-за политики. А с товарищем по бригаде, Бернатом, ярым сторонником независимости, так и вовсе только о голосовании и разговаривает, но это не делает их врагами.

«У нас нет проблем, которые бы пришлось решать силой. Мы друзья и у нас все хорошо», — говорит Бернар Праджинесторс.

Именно такой, полюбовный исход референдума, каким бы ни оказался его результат, устроил бы многих, но власти Каталонии и Испании — дело другое, в политических спорах непримиримы. Мадрид не признает никакой результат, а Барселона объявит победу даже при минимальной явке.

Читайте также: