В Госдуме говорили о том, как не допустить в дальнейшем повторения ситуации с «ВИМ-Авиа»
На заседание профильного комитета пригласили министра транспорта, который представил несколько предложений. В частности, создать кризисный фонд, который в случае задержек рейсов будет покрывать расходы, или, например, сделать обязательной страховку по типу ОСАГО. Как заверили сегодня, на цене билетов это не отразится.
Сразу стало понятно: этот разговор простым не получится. В переполненном зале думского комитета по транспорту — министр Максим Соколов, которому недавно президент объявил о неполном служебном соответствии, депутаты и представители отрасли. В Думе ждали и Александра Нерадько, но его кресло так и осталось пустым. Возможно, из-за того, что накануне Генпрокуратура предложила главе Минтранса решить, соответствует ли руководитель Росавиации своей должности.
«Вы получили представление Генпрокуратуры?» — спросил журналист министра транспорта.
«Товарищи, не могу комментировать внутренние документы!» — ответил Максим Соколов.
А от проблемной «ВИМ-Авиа» здесь никого и не ждали. Собственники в бегах, а прежнее руководство — под домашним арестом. Масштабный кризис с задержками и отменами рейсов урегулировали без их участия.
«Пассажиров уже на понедельник, которые двое или трое суток ждали, не осталось, и пассажиры знают наперед, когда прилетит какая авиакомпания и что их увезут», — сообщил председатель комитета ГД по транспорту и строительству Евгений Москвичев.
«Мы четко знаем план полетов на сегодняшний день, и он соответствует расписанию «ВИМ-Авиа». Те пассажиры, которые имеют на руках билеты «ВИМ-Авиа», могут выполнить эти полеты на рейсах «ВИМ-Авиа» или в случае необходимости сдать билеты, пересесть на другие авиакомпании», — рассказал Максим Соколов.
В конце сентября после остановки полетов «ВИМ-Авиа» в зарубежных и в российских аэропортах застряли десятки тысяч человек. Причина — финансовая. О долгах «ВИМ-Авиа» говорили еще летом. Их общая сумма около 10 миллиардов рублей. При этом до последнего авиакомпания продавала билеты на рейсы, которые выполнить не в состоянии. А еще в прошлом году «ВИМ-Авиа» считалась финансово благополучной и, по данным Росавиации, входила в первую группу надежности.
Недавно Александр Нерадько об этом рассказывал в Думе. Но, возможно, в Минтранс и Росавиацию поступала неточная информация.
«У меня есть в руках бумага, которая датирована 30 июня 2017 года, в соответствии с этой бумагой компания «ВИМ-Авиа» относилась уже в июне этого года к третьей категории. Здесь следственным органам надо выяснить, почему соответствующий профильный департамент не положил руководителю соответствующую бумагу, и он вынужден был, соответственно, дезинформировать парламент, и Вас кто-то очень грамотно подставил», — сказал член комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству Александр Старовойтов.
Соколов не стал отвечать на эту реплику. Главное сейчас — не допустить, чтобы ситуация повторилась. Тысячи людей не должны становиться заложниками недобросовестных перевозчиков.
Идей несколько. Контроль за авиакомпаниями предлагается усилить. А в случае финансовых или других проблем — немедленно приостанавливать лицензию на полеты и прекращать продажу билетов, причем пассажиры проблемных рейсов должны получать воду, питание и размещаться в гостиницах в любом случае. Например, за счет аэропорта.
Кроме того, обсуждается и создание специального фонда на случай массовых задержек и отмен рейсов. Речь об обязательном страховом механизме по принципу ОСАГО пока не идет — из-за введения такой страховки могут вырасти цены на авиабилеты.
«Преждевременно готовить какие-либо предложения об автоматическом страховании ответственности авиаперевозчика. Эта мера не работает на других рынках и секторах нашей экономики, и в строительстве, и даже в автомобильных перевозках, видим, что ОСАГО работает не так эффективно, как могло бы», — отметил министр транспорта.
В Госдуме готовы оперативно ответить на ситуацию с «ВИМ-Авиа». Инициативы правительства по наведению порядка на рынке авиаперевозок могут стать федеральными законами уже до конца года.