Балет Монте-Карло представил в Большом театре свою постановку «Спящей красавицы»
«Спящая красавица» в исполнении знаменитого балета из Монте-Карло. В эти дни на разных площадках столицы самые успешные балетные постановки демонстрируют хореографы с мировыми именами. Так, на сцене Большого, Жан-Кристоф Майо показал свою версию сюжета вечной сказки Перро.
Балет еще не начался, а в зале уже магическая атмосфера. Жан-Кристоф Майо, будто сказочник, собрал вокруг себя свою интернациональную труппу и рассказывает, как творить волшебство в движении.
Последние наставления перед премьерой на сцене Большого. Жана-Кристофа Майо интересуют не только тонкости хореографии, но и характеры персонажей. Все его балеты — настоящие драматические спектакли.
И этот не исключение. «Спящая красавица» какой ее еще не видели. Не детская история — психологический анализ первоисточника — старой сказки Шарля Перро, где спасительный поцелуй не счастливый конец, а только начало.
«Здесь два мира — Принца и Красавицы. Родители ее слишком любили и оберегали. Она не готова к реальности. А Принца мать, наоборот, не любила совсем, и он тоже уязвим и беззащитен перед жизнью. Избыток любви так же опасен для человека, как ее недостаток», — рассказывает хореограф, руководитель Балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо.
Долгожданная королевская дочь живет в прозрачном шаре иллюзий, закрытом от окружающего мира. И если в сказке Красавица погружается в сон, уколовшись о веретено, здесь она получает душевную травму, выйдя из своего кокона и столкнувшись с жестокой действительностью.
Поцелуй в две с половиной минуты совсем не балетный — драматический прием: в девочке рождается женщина. Сыграть этот выстраданный путь взросления хореограф пригласил приму Большого Ольгу Смирнову, балерину классической петербургской выучки. И вновь показал, как виртуозно умеет сочетать традиции и авангард, дуэт Красавицы и Принца критики назвали шедевром мастера.
«Он дает мне такое ощущение своего тела, найти пластику; это ощущение правдивости на сцене, когда ты не зажат рамками классического танца», — говорит прима-балерина Большого театра России Ольга Смирнова.
Спектакли Майо — смешение стилей и жанров: «Щелкунчик» — на арене цирка, «Лебединое озеро» — драма в лучших традициях фильмов нуар и «Укрощение строптивой» нашего времени. 80 работ, и каждая о нас сегодняшних. Поэтому у нынешней постановки даже название другое: La Belle — «Красавица». Не путайте с классическим балетом. От него осталась лишь музыка Чайковского.
«Чтобы усилить напряжение и драматизм спектакля, показать более мрачные, глубинные стороны этой сказки, я использовал фрагменты музыки Чайковского из увертюры «Ромео и Джульетта», — рассказывает Жан-Кристоф Майо.
Эту неклассическую «Спящую красавицу» Балет Монте-Карло представляет в рамках фестиваля Dance Inversion — «Инверсия танца», который показывает достижения современной хореографии. Синтез балетных форм, музыки и драмы.
«Эти два пространства классического танца и contemporary еще 25 лет назад очень спорили, они очень активно, иногда агрессивно дискутировали, а сегодня эти два пространства сходятся», — поясняет художественный руководитель фестиваля Dance Inversion Ирина Черномурова.
Поклонники балета увидят «Лебединое озеро» из Ирландии с фольклорной музыкой вместо Чайковского. Неожиданного «Щелкунчика» из Швейцарии. Всю красоту «Тела балета» — так называется постановка Марсельской труппы. В ближайшие два месяца хореографы из восьми стран покажут, каким разнообразным и мощным может быть язык танца.