В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка-ретроспектива художника Хаима Сутина
Он покинул Россию за несколько лет до революции, обосновался во Франции. И вот теперь впервые в нашей стране собрание картин Сутина будет представлено максимально полно.
Изломанные пейзажи домов, лесов и гор — настоящие сокровища выставки. Потому как чудом спаслись от своего же создателя. Хаим Сутин без эскизов выплескивал эмоции сразу на холст. И спустя годы перфекционист не мог смотреть на ранние работы. Не продавал новые, пока взамен на уничтожение ему не принесут две старые.
«Сначала он их просто разрезал, но потом он заметил, что люди собирают его вещи, склеивают и снова они оказываются в обороте. И тогда он садился в комнате, разрезал эти вещи, а потом сжигал в камине», — рассказывает куратор выставки Сурия Садекова.
Самокритичность, доходящая до безумия, наверное, и сделали нищего еврейского мальчика из белорусской деревни живописцем, работы которого раскупались по обе стороны океана еще при жизни. Он стал знаменитым в Париже и вышел из того же «Улья», коммуны художников, что и Шагал, Леже и Модильяни. Но эстетику его, несмотря на французскую жизнь, искусствоведы считают страстной по-русски.
«Искусство Сутина — это сама экспрессия. Его картины напрямую апеллируют к сердцам людей. Они крайне выразительны. На холстах он изображает, фиксирует свои эмоции, так что зритель не просто видит их – он может к ним прикоснуться», — говорит Лоранс де Кар, президент музеев Орсэ и Оранжери.
На полотнах его собственные большие и маленькие трагедии. Эти сардины — в первые годы жизни художника в Париже редкая замена хлебу и воде. И давясь слюной, Сутин пожирал еду только глазами, пока не закончил натюрморт.
«Когда смотришь на его натюрморты, у меня, например, спазм в горле. Этот спазм должен возникнуть и не нужно этого бояться, потому что в эти моменты ощущаешь радость бытия одновременно с его трагизмом», — говорит директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак.
Его знаковые изображения бычьих туш — отсыл не только к любимому Рембрандту, но и к детству впечатлительного мальчика.
«Ребенком Сутин видел, как мясник перерезал горло птице. Когда хлынула кровь, он хотел закричать, но крик застрял в его горле. И позже он признался, что через свои картины пытается освободить этот детский крик. Сама идея крика — своего рода ключ к его произведениям», — говорит куратор выставки Клэр Бернарди.
А вот ключ к портретам не стоит искать ни в лице модели, ни даже в позах.
«Руки эмоциональнее лица в его портретах. Глаза в портретах практически всегда черные и пустые. Но зато руки говорят о многом», — говорит куратор выставки Сурия Садекова.
Картины старых мастеров среди работ Хаима Сутина. Он вдохновлялся ими, часами гуляя по Лувру. Прямо напротив — холст Фрэнсиса Бэкона, который настолько впечатлился творчеством художника, что это определило и его путь. Так Сутин невольно стал мостиком между прошлым и будущим.
В его смелых мазках и красках нашли себя и будущие звезды экспрессивного абстракционизма Марк Ротко и Джексон Поллок. Их работы сегодня висят рядом.
Уникальная возможность не только увидеть собрание, ради которого пришлось бы обойти десятки музеев Европы и Америки, но и самое главное — познакомиться вживую с творчеством Сутина, энергию, которого не состоянии передать ни одна репродукция.