Блистательному композитору Эдуарду Артемьеву исполнилось 80
Поздравления с юбилеем сегодня принимает Эдуард Артемьев — новатор в области звуковых эффектов, автор саундтреков к полутора сотням фильмов, признанных шедеврами отечественного кинематографа. Он не боится экспериментировать и, кажется, нет музыкальном стихии, которая ему не подвластна. Ведь сам композитор не раз говорил: весь звучащий мир — его инструмент.
Импровизация. Мелодия, которая льется из сердца спонтанно, накануне 80-летия. В своей домашней студии Эдуард Артемьев и сегодня проводит за работой по 17 часов в сутки. Без выходных.
«Я одиночка», — признается композитор, народный артист России Эдуард Артемьев.
Только так, оставшись наедине с самим собой, у него и рождалась музыка, которая и сегодня бередит сердца миллионов людей.
Именно под музыку Артемьева из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» гас олимпийский огонь в Сочи, заставив зрителей со всего мира затаить дыхание. С его аккордов начиналась и заканчивалась Олимпиада-80, несмотря на то, что музыка вначале не понравилась въедливым чиновникам.
Каждая картина — успех. Первый тираж пластинок в 20 тысяч экземпляров с музыкой из фильма «Сибириада» буквально смели с прилавков за считанные часы. В фильме «Раба любви», переживая в тот момент личную семейную драму, Артемьев смог уловить настроение героев. Под его музыку закручивалась драма оскароносных «Утомленных солнцем».
Но сам он любит вспоминать работу в одной из первых картин на «Мосфильме», едва не стоившую молодому композитору карьеры.
«Был такой музыкальный фильм, назывался он «Певица». Признан худшим фильмом года по всем статьям, и по музыке тоже. Я даже думал, что карьера моя как композитора в кино закончилась. Но тут неожиданно появился Тарковский», — рассказывает композитор, народный артист России Эдуард Артемьев.
Эта встреча навсегда изменила жизнь Артемьева. «Солярис», «Сталкер», «Зеркало». Вместе с Тарковским он создавал отдельный мир, в котором вагонетка издавала потусторонние звуки, а сон главного героя состоял из восточной музыки с едва уловимой интонацией.
«О чем я говорил с Тарковским? У него сразу никаких тем, только ощущения, ощущения опасности, неясности, тайны, глубины, встречи с невиданными существами», — рассказывает композитор.
Внимательно слушать режиссера — ключ к понимаю картины, говорит Артемьев. На съемках продолжения фильма «Утомленные солнцем» Никита Михалков добивался от него особой атмосферы в каждом кадре. Но не всегда сразу удается поймать режиссерскую задумку, как это случилось на съемках картины «Солнечный удар».
«Там была сложная история. С одной стороны, мне знакомы ощущения, чувства, интрига любовная возникает. А с другой стороны, хотел какие-то состояния, которые вообще невозможно объяснить: что-то слышится ему, что-то внутри происходит. Вот тут я немножко помучался», — говорит Эдуард Артемьев.
В фильме «Белые ночи почтальона Тряпицына» Кончаловский поставил перед Артемьевым, кажется, невыполнимую задачу — услышать тишину.
«Ощущение тишины — это уже выражение духа, а не документальная история. Это просто поразительная работа — минимум движения, минимум движения по высоте, состояние», — сказал композитор, народный артист России Эдуард Артемьев.
Эдуард Артемьев любит повторять, что мелодия бесконечна, а мир состоит из звуков. Сегодня он продолжает собирать полные залы, в которых звучит его музыка. А слушатели снова и снова переживают каждую ноту, погружаясь в бесконечный мир Артемьева.