В Третьяковской галерее для детей организовали супрематическую елку
Новогодние праздники сейчас в самом разгаре. Куда пойти, чтобы интересно провести время - вариантов масса. И выбор, конечно, нелегкий - организаторы просто соревнуются друг с другом в изобретательности. В Третьяковской галерее решили совместить поход в музей и детский праздник.
Такой детской елки Москва еще не видела: вместо пушистого дерева — веревки и рамы, рядом гигантские конструкции в стиле Родченко и Малевича — елочные игрушки. Никаких хороводов и Деда Мороза — детей увлекают творчеством. Новогодняя Арт-ель в Третьяковской галерее в этом году — авангардная.
Желтые ромбы, летящие треугольники и полукруги — какая-то непонятная геометрия. Будто замершие на секунду механизмы. Русский авангард, который не каждому взрослому-то понятен, детям в Третьяковке предлагают не понимать, а пробовать. Вот из этого набора графичных фигур — как из конструктора — собрать свое произведение авангардного искусства. Ну, чем не супрематизм?
«Авангард - это искусство, которое предлагает людям поиграть немного. Очень многие вещи, которые висят в наших залах, это сто работ на одну тему. Это такой результат эксперимента. У нас висит одна, и мы делаем вид, что это картина. Это не картина, это один из опытов — результат такой вот творческой игры. Мы предлагаем детям и взрослым немножко не думая поиграть», - поясняет завотделом образовательных программ ГТГ Елена Герасимова.
Например, в конструктивизм Владимира Татлина: фигуры из дерева, стекла и метала дети собирают, казалось бы, из хлама. Завалявшиеся пружины, дверные петли, старые лампочки, которые есть в каждом доме, вдруг пробуждают фантазию.
Неведомые зверушки оживают тут же — вместе с режиссерами-аниматорами дети снимают мультфильм в лучших традициях авангарда: с абстрактными героями и философским сюжетом: как мир распался на шестеренки буквально.
«Вот это вот тот момент, когда целого уже нет, когда осталось черное, абстрактное. Это только детальки, которые остались от этого мира», - поясняет режиссер-аниматор Юрий Богуславский.
Таких съемочных площадок сразу несколько. В соседней мастерской красками по стеклу оживляют геометрические фигуры Малевича, а в студии бескамерной анимации царапают пленку. И это - тоже искусство. Так авангардисты в 20-х делали фильмы: рисовали на самой киноленте, а потом смотрели ее через проекторы.
«Не все дети знают, что такое кинопленка. Вот просто подержать ее в руке и посмотреть 24 кадра, которые складываются в секунду движения — это для них нечто новое», - отмечает художник, режиссер-аниматор Ирина Рубина.
Сначала природа деревья, дождь, солнце, потом эти цвета смешиваются в полоски радуги, которую разъедает потом синей полоской, и она становится ночью – фон. И вот что получается, когда непонятное искусство говорит с детьми на понятном им языке.
Еще музейную тишину Третьяковки нарушает необычный оркестр. Здесь можно бросаться бутылками, шуметь кастрюлями и отбивать бит на печатной машинке. Отказ от классических инструментов в пользу эксперимента — тоже находка авангардистов и рай для детей.
«Здорово, что детям здесь все можно трогать, перемещать. Их ничего не сковывает, как это обычно бывает в музеях, где можно смотреть на расстоянии. Они чувствуют себя свободно», - отмечает одна из мам.
Стоит потрогать супрематический коллаж или покатать машинки по знаковым треугольникам - и вот уже авангард не далекое и непонятное, а что-то родом из детства.