Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
23 января 2017, 12:13

В Российской национальной библиотеке открылась выставка революционных плакатов

Один из самых эффективных способов пропаганды, или, как его еще называли, оружие массового поражения - агитплакат - лавный герой выставки «К новой жизни», которая открылась сегодня в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга.

К 100-летию Октябрьской революции представили 100 уникальных работ знаменитых и малоизвестных художников, созданных в первые годы советской власти. Самая большая коллекция в мире будет показана впервые.

Система мироздания в нескольких картинках – от самодержавия через диктатуру пролетариата к всемирному союзу трудящихся. Вся история человечества под красной буденовкой. И что-то совсем уж абсурдистское: древо генеалогическое, Коминтерновское! Будущее, как оно рисовалось 100 лет назад, в первые годы советской власти.

«Вот эти плакаты первого пятилетия, этот период интересен поисками, новыми именами, нестабильными лозунгами, эта теория «производственного искусства», это искусство для масс, для рабочих, для пролетария», - поясняет заведующая отдела эстампов РНБ Елена Бархатова.

Оружие массового поражения – именно так называли плакат большевистские идеологи. Эти агитлисты и сегодня достают, как неразорвавшиеся бомбы – осторожно, с опаской. Но теперь из-за их ветхости. В Российской национальной библиотеке плакатов эпохи революции и гражданской войны – тысячи, самая большая коллекция в мире. А известны широкой публике всего несколько десятков. Остальные выставляют впервые.

Сами художники называли свои произведения «дитя улиц». Их вывешивали не только в помещениях, но и на заборах, домах. Так что многие существуют в единственном экземпляре. Например, плакат, популяризирующий достижения науки. Человек – как производственная фабрика, сам по себе – уже произведение искусства!

Но поначалу как изобразить текст, никто не знал. Пробовали элементы лубочной картинки, дореволюционной рекламы, цирковых афиш и даже иконописи. Первые плакаты больше походили на картины времен французской революции.

«Мы тут называем плакаты с античной тематикой, потому что абсолютно очевидно, что художники, выросшие на классическом искусстве, им было сложно адаптироваться. Т.е. фактически это поиск!» - отмечает ведущий библиотекарь отдела эстампов РНБ Александр Эсоно.

Гражданская война вынудила рисовать стремительно и лаконично. С фронта - телеграмма, к ней немедленно – иллюстрация, через пару часов плакат - на улице. Для ускорения процесса применяли литографию, трафареты, минимум красок. А листки все равно - броские, яркие.

Так рождалась философия плаката: выбирая формат, композицию, цветовую гамму, художники стремились учесть даже скорость движения пешеходов, ширину улиц, освещенность утром или вечером. От подробно выписанных сюжетов отказываются в пользу символов. И наконец, побеждает конструктивизм: геометрические формы, сильные линии, фотомонтаж, лаконичные лозунги. Это были годы творческой свободы. Даже с образом вождя революции можно было экспериментировать.

«Мы здесь увидим, как формируется иконография Ленина в плакате. Более популярного понятия, чем Нижегородская ярмарка для русского человека не было. И вот как Ленина совместили, соединили с этой ярмаркой», - поясняет Елена Бархатова.

В 30-е гг. создается Союз художников. Он регламентирует символы Революции, ограничивает вольности и утверждает единственно допустимый жанр – социалистический реализм. Но потенциал, заложенный первыми плакатистами, творческие пути, намеченные ими, до сих пор вдохновляют художников. А та эпоха считается во всем мире расцветом блистательного русского авангарда.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей