В Российской национальной библиотеке открылась выставка революционных плакатов
Один из самых эффективных способов пропаганды, или, как его еще называли, оружие массового поражения - агитплакат - лавный герой выставки «К новой жизни», которая открылась сегодня в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга.
К 100-летию Октябрьской революции представили 100 уникальных работ знаменитых и малоизвестных художников, созданных в первые годы советской власти. Самая большая коллекция в мире будет показана впервые.
Система мироздания в нескольких картинках – от самодержавия через диктатуру пролетариата к всемирному союзу трудящихся. Вся история человечества под красной буденовкой. И что-то совсем уж абсурдистское: древо генеалогическое, Коминтерновское! Будущее, как оно рисовалось 100 лет назад, в первые годы советской власти.
«Вот эти плакаты первого пятилетия, этот период интересен поисками, новыми именами, нестабильными лозунгами, эта теория «производственного искусства», это искусство для масс, для рабочих, для пролетария», - поясняет заведующая отдела эстампов РНБ Елена Бархатова.
Оружие массового поражения – именно так называли плакат большевистские идеологи. Эти агитлисты и сегодня достают, как неразорвавшиеся бомбы – осторожно, с опаской. Но теперь из-за их ветхости. В Российской национальной библиотеке плакатов эпохи революции и гражданской войны – тысячи, самая большая коллекция в мире. А известны широкой публике всего несколько десятков. Остальные выставляют впервые.
Сами художники называли свои произведения «дитя улиц». Их вывешивали не только в помещениях, но и на заборах, домах. Так что многие существуют в единственном экземпляре. Например, плакат, популяризирующий достижения науки. Человек – как производственная фабрика, сам по себе – уже произведение искусства!
Но поначалу как изобразить текст, никто не знал. Пробовали элементы лубочной картинки, дореволюционной рекламы, цирковых афиш и даже иконописи. Первые плакаты больше походили на картины времен французской революции.
«Мы тут называем плакаты с античной тематикой, потому что абсолютно очевидно, что художники, выросшие на классическом искусстве, им было сложно адаптироваться. Т.е. фактически это поиск!» - отмечает ведущий библиотекарь отдела эстампов РНБ Александр Эсоно.
Гражданская война вынудила рисовать стремительно и лаконично. С фронта - телеграмма, к ней немедленно – иллюстрация, через пару часов плакат - на улице. Для ускорения процесса применяли литографию, трафареты, минимум красок. А листки все равно - броские, яркие.
Так рождалась философия плаката: выбирая формат, композицию, цветовую гамму, художники стремились учесть даже скорость движения пешеходов, ширину улиц, освещенность утром или вечером. От подробно выписанных сюжетов отказываются в пользу символов. И наконец, побеждает конструктивизм: геометрические формы, сильные линии, фотомонтаж, лаконичные лозунги. Это были годы творческой свободы. Даже с образом вождя революции можно было экспериментировать.
«Мы здесь увидим, как формируется иконография Ленина в плакате. Более популярного понятия, чем Нижегородская ярмарка для русского человека не было. И вот как Ленина совместили, соединили с этой ярмаркой», - поясняет Елена Бархатова.
В 30-е гг. создается Союз художников. Он регламентирует символы Революции, ограничивает вольности и утверждает единственно допустимый жанр – социалистический реализм. Но потенциал, заложенный первыми плакатистами, творческие пути, намеченные ими, до сих пор вдохновляют художников. А та эпоха считается во всем мире расцветом блистательного русского авангарда.