Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
29 января 2017, 22:16

В России ажиотаж на кинопремьерах и модных театральных спектаклях, а среди слушателей классики все больше молодых лиц

Художественные выставки в нашей стране продолжают бить рекорды. Сначала Серов, почти полмиллиона посетителей. Потом Айвазовский – 600 тысяч посетителей. Сейчас опять ажиотаж – выставка шедевров из собрания Ватикана. Очереди, билеты трудно купить. Появились спекулянты. Дефицит теперь не колбаса, а билеты на выставку. Уже эти билеты именные, а все равно спекулянты как-то обходят препятствия. Спрос огромный. И это нечто новое в нашей жизни.

Ну, скажут, такое новое как хорошо забытое старое. В советское время очередь на хорошую выставку – обычное явление. Но есть отличия. Тогда книги по искусству были страшным дефицитом. Сейчас огромный выбор книг, правда, они дорогие. Появился интернет, экскурсии по любому музею. Можно разглядывать картины в любой детализации, как под лупой. И все равно люди идут, хотят смотреть настоящие картины.

Культура материальная противостоит культуре виртуальной. Посещение выставок стало модным. Селфи в соцсетях с выставок получают больше лайков, чем селфи с пьянок. Это хорошая мода. Эта материальность - средство против стрессов. В ней есть какое-то спокойствие, как в XIX веке. Тогда тоже очень любили художественные выставки.

Например, знаменитую картину русского художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи» возили по всей Европе. Везде стояли огромные очереди. Это было что-то вроде современного блокбастера, типа «Аватара». Люди часами разглядывали это эпическое произведение.

Рост интереса россиян к культуре — неоспоримый факт. Статистика, что называется, на лицо. Люди, профессионально связанные с культурой, в один голос говорят об устойчивой тенденции. Интересно, что в отличие от многих других статистических показателей, удовлетворение культурного голода в современной России очень мало зависит от толщины кошелька.

Действительно, экономические сложности последних лет объективно заставили россиян куда более рационально относится к списку своих расходов. Логично было бы предположить, что в первую очередь это скажется и на их досуге. Поэтому, когда в прошлом году выставка художника Серова в московской Третьяковке собрала около полумиллиона посетителей, поначалу это было воспринято как курьез. Однако за Серовым последовал Айвазовский, и снова свыше полумиллиона посещений. Теперь вот выставка произведений из собрания музеев Ватикана и Рафаэль.

«Вы знаете, люди тянутся и туда, и туда, и в разных местах это по-разному. Но то, что интерес к серьезной культуре у нас есть, об этом говорит, например то, что заполненность концертных залов, причем на серьезную классическую музыку, у нас реально полная. И по составу зрителей: я недавно совсем приехала из Франции, где мне мои французские друзья, коллеги, говорят: господи, это же невозможно у нас, когда идет концерт, у нас классическая музыка это как бы не 50 плюс, это уже 60 плюс, а у вас молодые лица, и зал заполнен молодыми людьми», - рассказывает директор «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова.

Интерес к разнообразным культурным площадкам продолжает расти, зачастую параллельно с ценами на входные билеты. Социологи утверждают: материальные трудности, воспринимаемые как временные, не могут стать помехой для тяги людей к вечному. По мнению ректора Театрального училища имени Щепкина, театроведа Бориса Любимова, эта тяга становится все заметнее во всем мире. На фоне обострения международной обстановки, ощущения общей нестабильности и агрессивных информационных атак на базовые человеческие ценности люди обостренно нуждаются в точке опоры.

«В таких случаях всегда с хаосом борется логос, борется культура, которая свидетельствует о тысячелетних корнях человеческих; о хрупкости его существования, с одной стороны, а с другой стороны, о его величии и достоинстве. Поэтому отсюда такая тяга к культуре. Такая тяга не только к культуре, но и к культу, поэтому многосотенные очереди толпятся не только, скажем, в музеи, на выставку великого художника Серова или Айвазовского, но и когда привозят «дары волхвов». Люди спасают себя от этой агрессии, которая для них наступает, от террора, от провокаций. Именно в это время человек тянется к прошлому, к своим корням, к историям, к своей родословной и личной, и общечеловеческой», - отмечает ректор Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина Борис Любимов.

Массовый всплеск интереса к культуре в странах Западной Европы специалисты связывают с так называемым кризисом идентичности.

«Особенно это проявляется сильно в западных странах, где посещаемость в музеи возросла чрезвычайно, постольку поскольку там происходят интенсивные процессы миграции. Молодежь, особенно молодежь, она задает себе массу вопросов о том, кто они такие вообще, как европейцы. Большую роль в этом сыграла политика мультикультурализма, которая фактически эту идентичность расшатала, и несущая ось исчезла», - говорит профессор Школы культурологии НИУ ВШЭ Руслан Хестанов.

В отличие от европейцев, которые, хватаясь за культуру, пытаются сохранить остатки собственной идентичности, россияне явно стремятся восполнить упущенное. Пробелы, возникшие в коммунистический период по идеологическим причинам, в 90-е годы оказались заполнены различным мусором, оставшимся после обрушения советской сверхдержавы. Видимо, настало время расчищать эти завалы.

«Смотрите, выставки, которые проводились в Манеже исторические, скажем, Рюриковичи или Романовы, они вызывали огромный интерес среди населения. Это интерес к истории, своей самобытной истории, я хочу это подчеркнуть. Это национальное самосознание, которое вдруг пробудилось в нашем народе», - отмечает заместитель директора Института наследия, доктор филологических наук Александр Ужанков.

Важно и то, что мода на культуру неотделима от мегаполиса. Огромный современный город изменил форму занятости большинства своих жителей. Вместе с этим поменялась и структура досуга населения. Нынешняя постиндустриальная эпоха стерла границу между искусством и коммерцией. На смену былому поклонению культуре приходит ее массовое потребление. И наиболее заметен этот процесс в кинематографе.

«По результатам кинопроката назову лишь одну цифру. Мы видим, доля отечественного кино выросла почти до 18,5%. Это существенный рост по отношению к прошлому году. Но самая главная цифра здесь другая. Это абсолютный сбор. Они составили по российскому кино в этом году 8,6 миллиарда рублей. Это рекорд за время работы российского кинематографа после 1991 года», - сообщил министр культуры РФ Владимир Мединский.

Здесь принципиально важно то, что речь идет о доле именно отечественного кино. Тот же «Викинг» стал самым кассовым российским фильмом 2016 года, собрав в прокате более 1 миллиарда 517 миллионов рублей. До этого планку в 1,5 миллиарда удавалось преодолевать всего двум российским картинам. Фильм стал самым кассовым фильмом в истории российского кинопроката, снятым с использованием исключительно классических кинотехнологий, без применения техники 3D, IMAX и прочих. «Викинг» уже посмотрели 5 миллионов 700 тысяч зрителей.

А ведь еще совсем недавно считалось, что кино - это та сфера, в которой доминирующие позиции Запада неоспоримы в любом случае. Однако оказалось, что массовый интерес к отечественной истории и культуре, вызванный амбициозностью современной России, не обошел и эту область искусства, а импортозамещение, охватившее российский потребительский рынок после введения западных санкций, коснулось отнюдь не только продовольственных товаров.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей