Ожившие фантазии Сальвадора Дали: режиссер Даниэле Финци Паска знает, как удивить зрителя
В Петербурге большая премьера: один из самых известных европейских режиссеров, Даниэле Финци Паска, впервые показывает свой спектакль «Истина». Что, если бы Марк Шагал рассказывал о Сальвадоре Дали? Как это отобразить с помощью театральных средств? Но в этом спектакле все станет возможным — когда один гений представляет других, это становится незабываемым.
Цирк, театр или акробатика? А если все вместе? Как на полотнах Сальвадора Дали, где и не поймешь сразу – реальность, вздор, хаос или порядок? Вот и в спектакле Даниэле Финци Паска, если присмотреться, артисты варьете в белоснежных перьях — брутальные актеры.
«Дали часто жил с нами, но сны он превращал порой в нечто подобное кошмару, очень странному миру, который иногда завораживал, а иногда настораживал. В спектакле мы стараемся достичь ощущения легкости, как на картинах Шагала. Это как если бы Шагал рассказывал о Дали в полете», — говорит режиссер.
Его театр, где акробат поет и танцует, а веселый комик может сам выполнять опасные трюки. Постановка «Ла Верита» уже с успехом объехала 56 городов мира. Но впервые — в России. История о любви, истине и даже сумасшествии.
На эту постановку Даниэла Финци Паска вдохновил не столько Дали-художник, сколько Дали-сценограф. Ведь известно, что в середине 40-х в Нью-Йорке он не просто написал либретто к балету «Безумный Тристан», но и сделал декорации и занавес. Огромное полотно встречает зрителя и новой постановки. Конечно, не оригинал, но точная сертифицированная копия.
На картине размером 8 на 13 метров Тристан с головой одуванчика и каменные руки Изольды. Вот и сама постановка, словно сюрреалистические полотна гения. Фантазия, если не сказать фантасмагория, где циркачи в балетных пачках жонглируют золотыми мячами, а акробаты словно зажаты в рамках причудливых объектов.
«Это что-то странное, что движется, постоянно меняет форму. И в этом движении мы рассказываем свою историю: внутри, снаружи, вокруг, мы прыгаем, летаем, движемся. Формы сменяют друг друга, как сюрреалистические картинки Дали, которые беспрерывно переносят нас из одного мира в другой», — рассказывает актриса Мойра Альберталле.
Финци Паска — режиссер, который не нуждается в представлении. Его постановки для «Цирка дю Солей» объехали всю планету, спектакли значатся в афишах ведущих сцен мира. Это он подарил миллионам красочное шоу на церемонии закрытия сочинской Олимпиады и открытия Паралимпийских игр. Меняться, не изменяя себе — принцип, который он, кажется, освоил в совершенстве.
«Когда мы говорим об олимпийских церемониях, там монументальный масштаб приучает тебя мыслить другими категориями,массами артистов. Свой театр я называю театром-исследованием, театром-изучением, в каком-то смысле - экспериментальным, в каком-то смысле - своей семьей», — говорит режиссер Даниэле Финци Паска.
В семье они живут одними ценностями. В этом похожи на создателя, причем даже внешне. Артист труппы, Роландо Таркини, признается: на репетициях и в шоу друг друга понимают с полуслова, даже если это слово, например, на русском языке.
В «Ла Верита» российский зритель тоже услышит знакомую речь. Неожиданно, порой смешно, ведь русские фразы учить приходилось буквально по слогам, но всегда уместно. «Истина» — так с итальянского переводится название постановки — везде должна быть одна, при этом всегда своя.