Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
21 января 2018, 21:51

Авторитетный американский эксперт по России историк Стивен Коэн дал интервью Первому каналу

Отношения России с Америкой, к сожалению, такие, что диалог почти невозможен. Почему так получилось? Жанна Агалакова, наш американский корреспондент, взяла интервью у Стивена Коэна, знаменитого историка, профессора двух университетов, Принстонского и Нью-Йоркского. Стивен Коэн был советником президента Джорджа Буша-старшего. Он, может быть, лучший американский специалист по России и Советскому Союзу, по российско-американским отношениям.

Парадокс сегодняшней Америки заключается в том, что лучшему специалисту не дают слова. Его не публикуют, у него не берут интервью. Почему? Потому что мнение Коэна не укладывается в те жесткие антироссийские идейные рамки, которые созданы в общественном поле США. Коэн говорит о настроениях, сходных с эпохой маккартизма, когда в Штатах была развернута настоящая охота на ведьм.

ВОПРОС: «Я как журналист в последнее время испытываю здесь, в Америке, трудности: не хотят американцы давать интервью российским СМИ. Даже боятся, это заметно по их ответам. Мы такие страшные?»

ОТВЕТ: «Если одним словом объяснять, то это – «Рашагейт». Русское досье, из которого следует, что президент Соединенных Штатов Дональд Трамп пришел к власти, благодаря некоему вмешательству президента Путина и российских спецслужб, которые якобы взломали интернет, обнародовали мейлы и прочее и прочее. Никаких доказательств ни по одному пункту обвинений не было, но официальное расследование начато. И не одно. Так что американцы, имеющие профессиональные связи с Россией, теперь боятся, что их обвинят в сговоре с Кремлем. По-моему, в этом главная угроза американской национальной безопасности. Я – единственный дурак, кто еще продолжает говорить вслух то, что думает. И когда другие, которые думают так же, как и я, спрашивают: «Стив, как ты не боишься? Про тебя говорят, что ты – защитник Путина, апологет Кремля, предатель и все такое», я отвечаю: я почетный профессор двух университетов. Мне гарантирован кабинет, пенсия и отличная медицинская страховка. Что они могут мне сделать?"

ВОПРОС: «Холодная война» в последний раз закончилась развалом Советского Союза...»

ОТВЕТ: «Разве закончилась? Это большой вопрос. На этой неделе самый влиятельный в Америке Институт политтехнологий опубликовал статью о том, что мы вступили в новую «холодную войну», и нам предстоит битва. Вы скажете – а что нам с того? Какой-то Институт политтехнологий? Какая-то публикация? Это Совет по международным отношениям, организация, которая уже несколько десятилетий считается самым авторитетным, самым влиятельным, практически директивным центром формирования международной политики. И теперь он официально провозгласил новую «холодную войну» с Россией. Эта новая «холодная война» гораздо более опасна, чем та, которая длилась 45 лет. И если хотите, я поясню, почему она более опасна.

Политический центр прежней «холодной войны» был в Берлине. Очень далеко. Сейчас он у самых границ России. Первый форпост – Украина. Второй – Прибалтика, куда стянуты значительные натовские силы. Так что эта война разворачивается прямо у российских границ. Не в Берлине, не в Африке, не в странах третьего мира, а прямо у русских на пороге. А в случае с Украиной – так еще и в сердце славянской цивилизации. И это исключительно опасно. Любая мелочь может спровоцировать полноценную войну между двумя супердержавами. А есть еще Сирия! И там наши армии находятся в одном и том же театре военных действий. Так что теперь у нас целых три новых фактора – Украина, Балтика и Сирия, которые могут просто вот так, случайно, и все! И это уже не «холодная», а «горячая» война.

Во-вторых. Есть ли оппозиция этой новой войне в Соединенных Штатах среди американского политического истеблишмента, есть ли она в прессе? Ноль, никого! За исключением, может быть, президента Трампа. Но это совсем другое дело. Оппозиции нет совершенно. И это беспрецедентно. Третье. И вот это крайне опасно. Идет демонизация российского президента. Такого не было ни при Хрущеве, ни при Брежневе, Андропове и, уж конечно, ни при Горбачеве. Тогда говорили – о, это плохие лидеры, они коммунисты, но в личном плане они, в общем-то, приличные люди, и с ними можно садиться за стол переговоров. Но Путин настолько демонизирован, что когда Трамп пытается с ним сотрудничать (а он пытался!), «Нью-Йорк-Таймс» и «Вашингтон Пост», и ведущие телеканалы кричат, что это предательство, что с Путиным вести разговор нельзя.

И вот сейчас я вас действительно напугаю. Знаете ли вы, что во время Карибского кризиса в 1962 году мы вот настолько были от ядерной войны? Но президент Кеннеди пользовался доверием внутри страны, и потому он смог разрешить этот кризис. Чем-то мы поступились, чем-то Хрущев. Как мы будем действовать, если случится что-то подобное Карибскому кризису сейчас, имея весь этот набор: Прибалтика, Украина, Сирия? Сможет ли начать переговоры президент Трамп с президентом Путиным, когда Трампа здесь открыто называют путинской марионеткой и президентом-предателем? Просто подумайте об этом. Я так и говорю членам Конгресса – подумайте! Это опасно. Это беспрецедентно. Ничего подобного еще не было в истории российско-американских отношений. И я вам больше скажу – это самый опасный момент в истории наших отношений».

ВОПРОС: «Давайте поговорим о президенте Трампе. Прошел ровно год с момента его вступления в должность. Как вам этот год?»

ОТВЕТ: «Каждое утро я открываю газеты, включаю телевизор и вижу, что снова атакуют Трампа со всех сторон: за отставки кого-то, за секс с кем-то, за то, что он разваливает страну, что якобы сумасшедший, что толстый. Каждый день придумывают что-то новое. Я лично не голосовал за президента Трампа. Я не поддерживаю его политику, и многое из того, что он говорит, мне не нравится. Но для меня он законно избранный президент Соединенных Штатов.

Если демократы выиграют промежуточные выборы в 2018 году, они, конечно, будут добиваться импичмента. И тут уже не важно, насколько вы ненавидите Трампа, вы должны думать, как это в итоге отразится на институте президентства США. Потому что если Трамп оставит Белый дом и если он будет заменен демократом, республиканцы возьмут реванш. Они так же не будут уважать институт президентства, они не будут уважать президента, они будут стряпать разные досье. И все это отразится и на власти, и на том, как функционирует наша страна. Но если вы меня спросите, кто в этом виноват, Трамп или демократы, которые начали первыми, я отвечу, как часто отвечают мои русские друзья на подобные сложные вопросы. Есть блестящий ответ. Гениальное выражение: оба хуже!»

Это была точка зрения американского ученого Стивена Коэна. К тому, что он думает о происходящих в мире событиях, мы еще вернемся в наших следующих выпусках.

Читайте также: